demir dokum

Замедление роста индустриального сектора

Подтверждением сказанному может служить замедление роста индустриального сектора и численности его работников. Это показывает секторальная структура занятости, в которой работники сгруппированы в соответствии с международными стандартами разбивки отраслей на первичный (аграрный), вторичный (индустриальный) и третичный (производство услуг) сектора. В составе производства услуг агрегированы также отрасли рыночной инфраструктуры (транспорт и связь, торговля и общепит, финансы, кредит страхование и управление) и сферы услуг.

С 2002 г. численность работников индустриального сектора приобрела тенденцию к снижению и упала ниже уровня кризисного 1998 г. Зато упрочились позиции инфраструктурных отраслей, в том числе за счет и так раздутого трансакционного сектора. Его расширению способствует благоприятная конъюнктура мирового рынка энергоносителей, так как основные доходы посредническая деятельность извлекает из сырьевых отраслей. Однако данная конъюнктура слабо сказывается на развитии индустрии. Индикатором этого может служить уровень безработицы, который при индустриальных характеристиках России существенно зависит от состояния промышленных отраслей.

С 2001 г. (с исчерпанием эффекта импортозамещения, вызванного понижением валютного курса рубля) по 2004 г. он с трудом опустился на один процентный пункт.

Основным фактором, тормозящим индустриальный сдвиг, выступает многоуровневая, а, по существу, двухполюсная структура экономики, в которой один полюс ведет борьбу за выживание в условиях монетарного дефицита, а другой (привилегированный сегмент) обладает избыточными накоплениями и демонстрационным потреблением. Наличием этих полюсов и соответствующим разрывом в доходах населения можно объяснить тот факт, что значительный рост реальных доходов в последние годы так и не привел к оживлению сферы услуг. Занятость в данной сфере и в целом, и в составе малых предприятий до 2003 г. шла на убыль. В этой связи вызывает сомнение достоверность официальной статистики, согласно которой этот рост затрагивал широкие слои населения.

Существование двухполюсной структуры экономики дает ключ к пониманию, почему так настойчиво пропагандируется роль самозанятости и малого бизнеса. Преувеличение этой роли адресовано тому полюсу, который в условиях жестких ресурсных ограничений вынужден бороться за выживание. Но эти ограничения объективно ведут к развитию малого бизнеса преимущественно в архаичных формах с доморощенным менеджментом и социально негарантированным наемным трудом. Низкий уровень защищенности работников вообще отличает российские малые предприятия от крупных и средних.

Спецификой данного полюса является значительная территориальная локализация, т.е. концентрация в слаборазвитых регионах и поселениях. В первую очередь именно им предлагается с помощью малого бизнеса решать острые проблемы безработицы и низких трудовых доходов. В свете изложенного ранее нет необходимости доказывать, почему такие решения паллиативны, ведут к закреплению экономической отсталости и накоплению черт периферийных экономик. Но важно добавить, что они способствуют усилению экономической неоднородности страны и формированию на ее пространстве внутреннего "золотого миллиарда" и периферийных сегментов.

В противовес нередко приводятся примеры успешного развития малого бизнеса в ряде российских регионов, а также в странах бывшего социалистического лагеря. Нет сомнений, что эти успехи — во многом заслуга местных властей и бизнес-сообществ. Вместе с тем нельзя не принимать во внимание разницу исходных условий. Для организации собственного дела нужна собственность производственного назначения, без которой самозанятый — не самозанятый. Для иллюстрации этих различий сошлемся на полярные примеры новых рыночных стран, продвинутых в области малого бизнеса (Чехия, Польша, Венгрия), и слаборазвитой российской глубинки.

Действительно, в названных европейских странах развитие малого бизнеса помогло существенно смягчить социальные издержки рыночной трансформации. Но прежде всего в этих странах выше уровень жизни и благодаря ему — шире и разнообразнее спрос на товары и услуги. Далее, там лучше жилищная обеспеченность, особенно в частных домах. Это позволило многим самозанятым развернуть бизнес на площадках собственной недвижимости и, не прибегая к аренде помещений, открыть ремонтные мастерские, маленькие магазины, туристические фирмы, мини-пекарни и т.п.

Прокладка коммуникаций