demir dokum

Задача сокращения бедности

Причиной выхода на дом могут быть также ссылки заявителей на крайне тяжелое материальное положение. Иногда выявляется, что они драматизируют ситуацию, но бывает и так, что обнаруживается без преувеличения трагическая нужда (например, в семьях одиноких матерей, которые по объективным причинам — из-за нездоровья или возраста детей — не могут работать). В этих случаях необходимы меры, выходящие за рамки полномочий социальных служб. Обследование на дому дает обоснование для изыскания дополнительных резервов помощи. Еще одним поводом для проверки нуждаемости выступает тот факт, что заявители не принадлежат к приоритетным категориям.

Следует сказать, что даже в таком городе, как Санкт-Петербург, задача сокращения бедности ни целенаправленно, ни ситуативно не решается. Денежные выплаты на три месяца определяются пропорционально недостающему доходу заявителя, но не компенсируют его и редко назначаются чаще, чем раз в год. Кроме того, помощь оказывается именно заявителю, а не его семье. Поэтому одинокий пенсионер и глава семьи нередко получают одну и ту же помощь. В другие периоды малоимущие в зависимости от степени нуждаемости могут получить бесплатное питание и при необходимости — вещевую и сервисную помощь. Самые нуждающиеся пользуются тем или иным вариантом помощи практически круглый год.

Главная претензия к службам, оказывающим социальную помощь в Санкт-Петербурге, заключается в том, что они используют категориальный критерий, который противоречит федеральному закону о государственной социальной помощи. Однако это общепринятая практика в крупных городах и областных центрах. Например, в Волгограде денежные выплаты на основе прожиточного минимума назначаются только следующим уязвимым категориям: семьям инвалидов, неполным и многодетным семьям, семьям погибших военных призывников и т.п. Для остальных домохозяйств действует административная граница на уровне 50% прожиточного минимума. В Великом Новгороде право на денежные выплаты (или их заменители) предоставляется семьям, имеющим в своем составе несовершеннолетних детей, нетрудоспособных инвалидов и безработных беременных женщин. Душевые доходы этих домохозяйств не должны превышать 60% областного минимума (для семей с детьми-инвалидами — до 75%).

Использование категориального критерия связано с высокими административными расходами, которые в условиях ненадежной статистики доходов необходимы для действенного контроля нуждаемости. Этот критерий опирается на устойчивые факторы бедности, характерные для конкретных поселений и не требующие сложных и затратных процедур проверки. Поэтому, несмотря на имеющееся расхождение с федеральным законом, применяемый в Санкт-Петербурге (как и в других крупных городах) подход является оправданным.

Обоснованность применения категориальных инструментов согласуется и с данными опроса домохозяйств. Из-за объема выборки проверка материального положения была проведена только по сравнительно большим группам, которые в Санкт-Петербурге относятся к уязвимым категориям. В их числе "чистые" пенсионеры, неполные семьи и домохозяйства работников бюджетных организаций, в том числе социальной инфраструктуры. Проверка проводилась на основе показателя душевых доходов (располагаемых ресурсов) и комбинированного критерия бедности, совмещающего показатель доходов, субъективные оценки бедности и наличие в домохозяйстве не менее трех лишений (характеристик социально недостаточного потребления). Анализ выявил, что именно эти группы образуют "костяк" малоимущих слоев.

Расчеты также показали, что часть работников бюджетных организаций имеет подработки, благодаря которым уровень бедности этой группы снижается на треть. Но при определении статуса малоимущих доходы от дополнительной занятости обычно не учитываются, так как заявители о них не сообщают. В этой связи следует считать обоснованной практику назначения денежных выплат бюджетникам при посредстве организаций, в которых они работают. По месту службы труднее, чем в организациях социальной помощи, скрыть наличие дополнительных доходов. Но вместе с тем нельзя не принимать во внимание, что подработки в бюджетной сфере нередко негативно отражаются на качестве основной работы.

Прокладка коммуникаций