demir dokum

Виды адресной помощи и принципы ее оказания

Согласно законодательству РФ, к малоимущим слоям относятся семьи и одинокие лица, чьи душевые доходы не достигают прожиточного минимума в субъекте Федерации. Как правило, этот минимум рассчитывается в регионах на основе федеральной методики. До недавнего времени это была методика 1992 г., а в настоящий момент организации социальной защиты населения ориентируются на более "дорогой" минимум по методике 2000 г. Она также подлежит пересмотру (по закону — через пять лет после принятия) в связи с необходимостью адаптировать состав минимальной потребительской "корзины" к изменению структуры потребностей и конкретных способов их удовлетворения.

Право на адресную помощь распространяется на тех, кто по данному критерию признается малоимущим.

Целевая поддержка этим слоям оказывается в следующих основных видах:

— компенсации (субсидии) на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ);

— социальная помощь, т.е. предоставление денежных и натуральных ресурсов на неотложные потребительские нужды;

— государственное пособие на ребенка как особый вид, выполняющий функцию солидарного участия в содержании малоимущими семьями несовершеннолетних детей.

До последнего времени государственное пособие на ребенка практически полностью подпадало под действие федерального закона и гарантировалось федеральным бюджетом. Теперь его обеспечение переводится на принципы, принятые для двух других видов адресной помощи. Эти виды регулируются федеральным, региональным и муниципальным законодательством и финансируются в основном местными бюджетами. Такие условия финансирования соответствуют принятому в России направлению на децентрализацию (регионализацию) социальной политики и ее ресурсного обеспечения.

Вся практика оказания адресной помощи малоимущим протекает в условиях, когда сохраняется значительный уровень бедности населения. Так, по официальным данным, в 2000 г. он составлял 28,9%, в 2003 г. — 20,4%. Кроме того, этот уровень существенно варьируется по регионам и поселениям. Так, в 2003 г. в Москве он составлял 20% населения, в Ивановской обл. — 58, а в Ингушетии — 83%. Не располагая более полными цифрами о региональных масштабах бедности, проиллюстрируем эти различия с помощью такого показателя уровня жизни, как среднедушевые денежные доходы населения. Замена, конечно, не равноценная, так как не учитывается разница в покупательной способности денежных единиц по регионам, но, тем не менее, она дает определенные представления о размахе территориальной дифференциации. Ограничимся данными по десяти субъектам федерации, отобрав пять регионов с наиболее высокими доходами и пять — с наиболее низкими.

Среднедушевые денежные доходы населения в субъектах РФ (в % от средних по РФ)

Субъект Федерации 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Москва 405,8 394,7 376,3 389,9 326,3

Чукотский АО 174,6 214,0 231,9 173,1 191,5

Тюменская обл. 215,5 223,7 215,6 202,4 187,6

Республика Саха 170,7 159,9 156,9 155,5 146,1

Республика Коми 127,7 146,4 144,7 133,2 146,0

Республика Дагестан 43,0 42,8 45,1 44,6 46,6

Республика Марий Эл 45,7 44,1 44,6 42,2 40,9

Ивановская обл. 44,3 41,1 43,6 40,1 41,7

Республика Калмыкия 41,8 49,0 43,3 39,2 36,1

Республика Ингушетия 21,2 28,7 29,0 26,2 27,7

Прокладка коммуникаций