demir dokum

Условия регионализации

В России к малоимущим принадлежат также семьи со стандартной иждивенческой нагрузкой и трудоспособными родителями, что является характерной чертой слаборазвитых территорий. В этих условиях пособие на ребенка вынужденно исполняло несвойственную ему и непосильную роль компенсатора низких заработков. А если бы в состав семейной ячейки включались и другие родственники, прежде всего пенсионеры (на основе общего бюджета), то на назначение пособия повлиял бы и фактор недостаточного размера пенсий. Данный фактор значим во всех типах поселений, но особенно — в крупных городах, где уровень жизни и соответственно денежное выражение прожиточного минимума выше среднего по России, а выплата пенсий регулируется "усредненными" федеральными положениями.

Организация, а в конечном счете провал выплаты пособия на ребенка по единым для страны нормативам стали также примером, показывающим проблематичность опоры социальной политики на унифицированные стандарты уровня и качества жизни.

В условиях регионализации благосостояния эти стандарты могут быть гарантированы только на низком уровне, тяготеющем к параметрам депрессивных территорий. Так, увеличение пособия до значимой для семей величины (не ниже 20-25% прожиточного минимума ребенка) потребовало бы роста и так непосильной нагрузки на федеральный бюджет, а на территориях-аутсайдерах привело бы к усилению роли трансфертных выплат в сравнении с трудовыми доходами. Данная тенденция способствует иждивенчеству.

Отказ федеральной власти от гарантий выплаты пособия и возложение их на регионы (в зависимости от их возможностей) ознаменовало перевод данного вида адресной помощи на региональный подход. Основной недостаток этого подхода состоит в том, что при существенных территориальных различиях уровня бедности и объективной невозможности помочь более чем 15% населения понятие малоимущих "размывается" в соответствии с множеством трактовок "районного масштаба". Регионы и поселения вынуждены руководствоваться местными критериями, и чем они беднее, тем "жестче" критерии и скуднее сама помощь. В результате возникает неравенство граждан с точки зрения защиты от социального риска бедности, что противоречит единству принципа адресной помощи.

Прокладка коммуникаций