demir dokum

Удовлетворенность работой и ее субъективные причины

Основным индикатором качества трудовой жизни считается удовлетворенность (неудовлетворенность) работой, которая в концентрированном виде выражает сбалансированность запросов работников к содержанию, характеру и условиям труда с субъективными оценками возможностей их реализации. Это оценочное отношение работника или группы работников к совокупности аспектов трудовой деятельности служит также показателем адаптации персонала к трудовой ситуации на предприятиях.

Как научная проблема удовлетворенность работой стала объектом изучения экономистов и социологов еще в первой половине XX в., но самое большое внимание она привлекла в эпоху перехода к постиндустриализации, когда повышение образовательного статуса работников вошло в противоречие с сохранением значительного числа рабочих мест малосодержательного и монотонного труда.

Предпринятый учеными анализ удовлетворенности работой позволил выявить следующие ее компоненты:

— удовлетворенность базовыми условиями труда (уровень и системы зарплаты, санитарно-гигиенические условия труда, качество и уровень организации работ);

— удовлетворенность содержательной стороной труда (важность и содержание труда, престижность работы как фактор повышения статуса работника, отношения в коллективе с точки зрения реализации социальных потребностей).

В дальнейшем на основе материалов многочисленных социологических исследований как за рубежом, так и в России состав компонентов удовлетворенности работой был дополнен удовлетворенностью гарантиями занятости как фактором уверенности в завтрашнем дне и стабильности условий жизнедеятельности.

Исследования мотивации труда позволили установить наличие связи удовлетворенности работой с эффективностью труда, основанной на том, что те или иные условия производственной среды стимулируют (дестимулируют) трудовую активность и способствуют поддержанию (разрушению) стабильности производственных коллективов. Так, подтверждена зависимость от снижения удовлетворенности работой таких негативных последствий, как текучесть кадров, ухудшение дисциплины, прогулы и невыходы на работу, небрежное отношение к трудовым обязанностям и производственному имуществу.

Что касается связи между ростом данного индикатора и изменением показателей трудовой активности, то она имеет неоднозначный характер. Как выявили исследования западных социологов, удовлетворенный работник не всегда стремится к более активному поведению и, более того, утрачивает заинтересованность в результатах труда. Позитивную активность и мобильность стимулирует недовольство отдельными параметрами занятости, если их улучшение в значительной степени зависит от самих работников. Поэтому принято считать, что удовлетворенность работой на предприятии должна быть не максимальной, а оптимальной. При этом ее уровень, при котором удовлетворенность испытывает меньшинство работников, следует расценивать как социально нежелательный.

Уровень удовлетворенности работой и ее детерминанты стали центральным звеном анализа материалов исследования трудовой жизни работников Переславля-Залесского. Прежде всего, на основе этих материалов было определено количество респондентов, которые удовлетворены или не удовлетворены работой на предприятии, а также затруднились дать ответ. Соответствующие данные приведены на рисунке. Они отражают довольно высокий уровень удовлетворенности работой (почти две трети респондентов), что на первый взгляд несколько неожиданно для работников малого города. Анализ данного индикатора в разрезе демографических групп — по полу и возрасту — не выявил отклонений, которые могут этот индикатор завышать. Как и следовало ожидать, мужчин работа устраивает в большей степени, чем женщин (76,1% против 56%), что во многом объясняется разницей в размерах зарплаты (это подтвердил дальнейший анализ). Данная разница усугублена отраслевой принадлежностью объектов занятости, так как вошедшие в выборку предприятия легкой промышленности отличаются доминированием женщин и низкой оплатой труда. Тем не менее, более половины представительниц "слабого пола" работой удовлетворены.

Вариация удовлетворенности работой по возрасту также имеет типичные проявления. Самой низкой она оказалась в группах лиц молодого (до 30 лет) и предпенсионного возраста — на уровне 55-57%, а у респондентов наиболее активного трудового возраста (30-40 лет) и у пенсионеров, у которых зарплата дополняется пенсией, превысила 70%. Но доли последних двух групп в выборке в сравнении с генеральной совокупностью не являются завышенными.

Прокладка коммуникаций