demir dokum

Трудовая жизнь работников малого города

В настоящее время в отечественных исследованиях социально-экономического положения работников наблюдается противоречие между знаниями о его объективной и субъективной сторонах. Что касается объективной стороны (масштабов, видов и структуры занятости, оплаты труда и ее дифференциации, режимов рабочего времени, трудовой мобильности и пр.), то о ней на всем протяжении реформ стабильно собирается и анализируется обширная статистическая информация. В отличие от нее изучение субъективной стороны, т.е. мнения самих работников о соответствии этих характеристик их социальным интересам, с переходом к шоковому этапу преобразований фактически сошло на нет.

Сложившееся отношение к самооценке работниками собственного положения предопределено рядом обстоятельств. Главное из них, как показано во второй главе, заключается в недиалектичных представлениях об интересах контрагентов рынка труда, которые, получив популярность в первое десятилетие реформ, стали краеугольным камнем социальной политики государства. Недооценка противоречивости этих интересов приводит к преувеличению патерналистской функции работодателей (например, в таком ракурсе рассматривается их миссия по созданию рабочих мест) и преуменьшению и даже отказу интересам работников в праве на самостоятельное существование. В этом свете трудовые соглашения утрачивают характер рыночной сделки, направленной на обеспечение взаимовыгодного использования трудовых ресурсов. Работникам остается только приспосабливаться к условиям, которые бизнес диктует в одностороннем порядке, а изучение их интересов становится неактуальным.

Еще одним обстоятельством стал длительный экономический спад, болезненно ударивший по интересам и работников, и работодателей. Проводить исследования на предприятиях, менеджмент которых, борясь за выживание, сокращал персонал и применял практику административных отпусков и задолженности по зарплате, даже в организационном плане было в тот период чрезвычайно сложно.

Ситуация начала меняться после перелома экономической динамики, когда спрос на труд приобрел тенденцию к росту и породил конкуренцию предприятий за рабочую силу. Трансформация трудовых ресурсов (главным образом, квалифицированных) из избыточных в дефицитные поставила вопрос о более рациональном их использовании, которое должно базироваться на признании реального права работников на собственные интересы. Слабый их учет в период экономического спада стал возможным не потому, что они "растворились" в интересах работодателей, а вследствие изменения структуры приоритетов. При массовом сокращении персонала и избыточном спросе на рабочие места сам факт занятости оказался для работников гораздо значимее, чем ее условия.

Однако в ситуации, когда положение работодателей все больше зависит как от привлечения и закрепления кадров, так и от их продуктивного использования, подход к трудовым ресурсам должен быть пересмотрен. Настало время признать известную истину, что они являются не просто производственными ресурсами, но партнерами бизнеса с индивидуальными и групповыми интересами, далеко не всегда совпадающими с интересами контрагентов. Поэтому изучение и на его основе учет запросов работников выступает необходимым элементом становления социального партнерства и преодоления тех "провалов" рынка, которые проистекают из игнорирования закономерностей применения сознательного и активного фактора производства.

Прокладка коммуникаций