demir dokum

Типы социальной политики и социальные интересы работников

Вопросы регулирования трудовых отношений, политики занятости и доходов, распределения социально значимых благ (услуг образования, здравоохранения, жилья и др.) входят в компетенцию социальной политики государства. Они обращены к интересам всего населения, но прежде всего — к его работающей части. Работники — самая многочисленная активная группа социума, реализация ее материальных и социальных потребностей имеет не только гуманитарное значение. Если по отношению к старикам и детям можно судить о гуманности общества, то по отношению к работникам — о его жизнеспособности, базирующейся на устойчивом воспроизводстве трудового потенциала.

Теория и практика общественных систем, экономическую основу которых составляет рыночная экономика, выработали концепцию государства всеобщего благосостояния. Его задачей является отстаивание базовых гуманистических ценностей общества — индивидуальной свободы, собственности, справедливости, человеческого достоинства. По способам их защиты различают государства либерального и социального типа. Они проводят социальную политику, которую подразделяют в традиционных терминах на либеральную и социал-демократическую, а по другой терминологии — на остаточную и институциональную или политику "жесткого" и "осторожного" капитализма. В реальной жизни данные типы государств имеют смешанные формы, тяготеющие к одному из образцов или к промежуточной позиции.

Различия между либеральным и социальным государствами носят концептуальный характер и исходят из разной трактовки общественной миссии рынка. Согласно модели либерального государства, в теоретический базис которой заложена неоклассическая доктрина, рынок представляет собой универсальный механизм регулирования экономических и социальных отношений. Поэтому вмешательство государства в этот механизм должно быть минимизировано. Социальная политика построена на приоритете рынка в решении социальных проблем населения, которое должно адаптироваться к нему, проявляя активность и индивидуальную ответственность. Помощь тем или иным группам оказывается только избирательно в зависимости от степени конкретной нуждаемости.

Что касается социального государства, то его модель возникла как ответ на "провалы" рынка, которые в первой половине XX в. привели к разрушительным экономическим и политическим кризисам и показали его несостоятельность как гаранта базовых ценностей общества. Как писал Д.М. Кейнс, "наиболее значительными пороками общества, в котором мы живем, является его неспособность обеспечить полную занятость и неоправданный разрыв в доходах". Этим обусловлена опирающаяся на кейнсианскую и институциональную доктрины установка на активное вмешательство государства в экономику и внедрение в социальную политику принципов солидарности (социального согласия).

В настоящее время под влиянием социально-экономических трансформаций последних десятилетий функции рынка получили новое осмысление. Он рассматривается уже не как универсальная система, обладающая некоторыми недостатками, а как один их экономических укладов, эффективность которого ограничена отдельными сферами экономики. В противовес "рыночноцентрической" теории растет значимость некоммерческого уклада, как в инициативной, так и государственной деятельности, расширяющая координирующую, регулирующую, хозяйственную и социальную функции государства. Данный подход к рынку укрепляет теоретические позиции государства социального типа.

Формальным признаком, отличающим указанные типы государств, являются масштабы перераспределения доходов. В государствах либерального типа они обычно ниже, что связано с ограниченностью его экономических и социальных функций и отражается на способах их выполнения (Типы социальной политики..., 1997. С. 19-50).

Вопрос о том, какой тип государства лучше обеспечивает сочетание социальных интересов населения с экономической эффективностью, в развитых странах давно решен в пользу социального государства. В этих странах степень его социальности существенно разнится, но вполне достаточна для отказа в праве считать его либеральным. Например, в США, имеющих устойчивую репутацию эталона либерализма, а на деле являющихся менее социальным, чем в Европе, государственным образованием, на федеральном уровне разрабатываются программы по самому широкому спектру экономических и социальных проблем (Амосов. Экономическая и социальная эволюция..., 2003. С. 91).

Прокладка коммуникаций