demir dokum

Связь премий с трудом работника

Приведенные данные показывают, что чем меньше связь премий с трудом работника, тем ниже ее стимулирующий потенциал, что проявилось в утрате интереса большинства респондентов к ее размеру. Вопреки своему предназначению премирование в основном стало восприниматься работниками как внешний фактор зарплаты, предопределенный преимущественно рыночным статусом предприятия (или цеха), внутрифирменным положением участка и субъективными решениями руководства. Учитывая, что размер премий не является гарантированным, применение премиальных систем не столько стимулирует труд, сколько усиливает нестабильность зарплаты, а значит, и позиций работников по независящим от них обстоятельствам.

К числу объективных факторов удовлетворенности (неудовлетворенности) работой принадлежит также содержание труда. Для его анализа использовался индикатор отношения респондентов к специальности, по которой они работали на момент опроса. Полученные ответы показали, что большинству работников (57,7%) специальность нравится. Недовольны ею только 7,5%, относятся равнодушно — 14,9% и затруднились с ответом -19,9%.

Чтобы проверить связь указанных оценок с содержанием труда, был проанализирован квалификационный состав давших ту или иную оценку, так как чем выше квалификация работников, тем, как правило, сложнее, а значит, содержательнее труд. В целом эта связь нашла подтверждение. Самый высокий уровень позитивных ответов (почти 72%) продемонстрировали высококвалифицированные работники, а негативных (18,2%) — малоквалифицированные. Респонденты средней квалификации оказались лидерами по равнодушному отношению к специальности (около 22%) при почти равном с малоквалифицированными кадрами уровне довольства (45—46%) и вдвое меньшем — недовольства. Процент затруднившихся ответить как латентное выражение негативных оценок также зависит от квалификационного статуса: он монотонно убывает — от 31% до 12% — по мере роста квалификации.

Это дало основания рассмотреть влияние содержания труда на уровень удовлетворенности (неудовлетворенности) работой через "посредничество" отношения работников к специальности.

Судя по данным таблицы, отношение к специальности как косвенная характеристика содержания труда — один из самых значимых факторов удовлетворенности (неудовлетворенности) работой. Зависимость между этими переменными, прежде всего в аспекте влияния на неудовлетворенность, теснее, чем по фактору оплаты труда. В свое время данный тип зависимости дал основания ряду специалистов считать основным мотиватором удовлетворенности сам труд, а не его, по терминологии Ф. Херцберга, "гигиенические" стороны (зарплата, условия труда и др.). Вместе с тем не утрачивает популярности и точка зрения, согласно которой для работников не так важно содержание труда, как его оплата. Как показывают данные опроса, отношение к специальности, действительно, не индифферентно к уровню зарплаты. Так, оценки специальности тем лучше, чем выше заработок. А в группах с одинаковыми оценками удовлетворенные работой зарабатывают больше, чем неудовлетворенные.

Но, как и многие исследователи, полагаем, что указанные взгляды на важность факторов удовлетворенности (неудовлетворенности) работой исходят из спорных теоретических предпосылок. Одной из них является давно и обоснованно критикуемая концепция иерархии потребностей американского социолога А. Маслоу, согласно которой пока не обеспечены первоочередные материальные нужды, иные запросы не носят актуального характера.

Прокладка коммуникаций