demir dokum

Страховое (социальное) налогообложение

Еще одним инструментом, косвенно регулирующим величину фондов оплаты труда, является страховое (социальное) налогообложение. Несмотря на тенденцию к снижению, его ставки все еще остаются высокими и особенно болезненными для предприятий с худшими характеристиками экономического положения. На этих предприятиях они становятся фактором экономии трудовых издержек за счет сжатия дифференциации зарплаты. При этом для социального налога принята регрессивная шкала. Ее формальной целью (по опыту стран ОЭСР) является уменьшение процента страховых взносов с плательщиков, для которых размер этих взносов достаточен, чтобы получать максимальные выплаты по страховым случаям.

Подобная практика была бы целесообразной при соблюдении ряда условий. Во-первых, ставки социального налога должны быть ниже (не более 15-20% фонда оплаты труда). Во-вторых, необходимы льготы для предприятий, которые не в состоянии довести минимальную ставку зарплаты до прожиточного минимума, так как персонал этих предприятий подвергается социальному риску бедности. В-третьих, крайне нежелательны существенные разрывы в экономическом положении предприятий, а при их наличии должны предприниматься активные меры по их сокращению, в том числе в распределении трудовых доходов.

Одна из таких мер — прогрессивное налогообложение личных доходов, которое обычно служит дополнительным источником социальных расходов и может использоваться в целях облегчения для предприятий-аутсайдеров бремени социального страхования. Но в России и так "мягкая" прогрессия подоходного налога была заменена равномерной шкалой. Эта трансформация вписывается в общую тенденцию либерализации налоговой политики, проводимой не столько для повышения экономической активности агентов рынка, сколько для упрощения официальных процедур сбора налогов.

В этом контексте фактическим предназначением регрессивной шкалы социального налога является легализация скрытой части фондов оплаты труда экономически преуспевающих предприятий. Это дает возможность за счет поступлений от них без особых хлопот улучшать показатели собираемости налога. Но при отсутствии перечисленных выше условий применение регрессивной шкалы означает косвенное субсидирование этих предприятий, которое способствует усилению межфирменных различий по экономическому положению и соответственно по оплате труда.

Таким образом, при формальном социальном партнерстве и пассивности государства в вопросах сглаживания межфирменных различий фактор экономического положения предприятий приобрел в распределении зарплаты неоправданно большой "вес". Это обусловило существенное неравенство работников, которое отражает не столько дифференциацию трудовых вкладов, сколько экономическую неоднородность субъектов хозяйствования.

Прокладка коммуникаций