demir dokum

Составляющие компоненты

Чтобы выяснить субъективные причины удовлетворенности (неудовлетворенности) работой, она была разложена на составляющие ее компоненты. Респондентам предлагалось отметить, какие из них обусловливают привлекательность работы на предприятии. В таблице приведен рейтинг компонентов, среди которых респонденты (все и отдельно — удовлетворенные работой) выделили только один в качестве субъективно самой значимой причины.

Судя по данным таблицы, самой рейтинговой причиной удовлетворенности работой является наличие социальных гарантий. С одной стороны, это подтверждает выявленную многими исследованиями высокую значимость данного компонента для работников, а с другой — позволяет понять, почему большинство респондентов работой удовлетворены. Напомним, что в выборку вошли приватизированные предприятия, на которых сохранились некоторые дореформенные традиции организации труда и в большей мере, чем во вновь созданных фирмах, соблюдается трудовое законодательство. На общем фоне городской занятости эти предприятия обеспечивают привлекательную для работников сравнительно высокую защищенность наемного труда.

Так, на обследованных предприятиях выдерживаются нормативные режимы рабочего времени, оплачиваются очередные отпуска и больничные листы, производятся доплаты за вредные условия труда (что особенно важно для занятых в химической промышленности). Задолженность по зарплате — в месячном размере — отмечена только на одном предприятии. Она возникла за год до опроса и приобрела характер переходящего долга, так как текущие заработки в течение данного года выплачивались стабильно.

Для респондентов, которые работой удовлетворены, значимость ее содержания не уступает рейтингу социальных гарантий. Эта причина важна и для всей совокупности опрошенных (она вышла на третье место), так как работа является не только средством удовлетворения материальных запросов, но и самостоятельной жизненной ценностью. Поэтому работникам небезразличны и ее содержание, и межличностные отношения в коллективе, рейтинг которых также достаточно весом. Вместе с тем позитивное отношение к выполняемой работе характерно в основном для высококвалифицированных респондентов (на 73%), занятых трудом с развитым содержанием.

Работники низкой и средней квалификации доминировали в составе тех, кто в качестве основной причины привлекательности работы сослался на привычку к ней и трудности нового трудоустройства. Высокая значимость данных причин (по суммарному рейтингу они не уступают социальным гарантиям) свидетельствует не столько об удовлетворенности работой, сколько о пассивной адаптации к ней, в том числе из-за неготовности к трудовой мобильности и отсутствия приемлемых альтернатив.

Самыми малозначимыми оказались такие причины, как размер зарплаты и перспективы квалификационного и должностного роста. В качестве элементов производственной среды они обладают давней репутацией факторов удовлетворенности работой, однако их низкий рейтинг не может служить убедительным доказательством, что эти характеристики работников не устраивают. Прежде всего сказанное относится к оплате труда, которая, по мнению американского социолога Ф. Херцберга, разделяемого рядом других авторитетных исследователей, выступает источником не столько удовлетворенности, сколько неудовлетворенности. Рост зарплаты снижает недовольство персонала работой, но не приводит к автоматическому увеличению ее привлекательности (Кравченко, 2000. С. 48).

Прокладка коммуникаций