demir dokum

Социально уязвимые слои

Принадлежность безработных к социально уязвимым слоям по доступности занятости и благосостоянию давно стала аксиомой, что подтверждают и данные российской статистики. Кроме того, эта группа находится под угрозой деградации социальной составляющей ресурсов труда. Поэтому сокращение численности безработных, безусловно, является формой борьбы с бедностью. Для этого безработицу следует доводить до фрикционного вида, связанного с добровольной сменой работы и сезонными колебаниями спроса на труд. Обычно он не превышает 5% экономически активного населения. Но есть и более "мягкая" трактовка допустимого уровня безработицы (в рамках 6-7%), учитывающая полноту загрузки основного капитала (Экономическая теория..., 1997. С. 80). Выход за эти границы указывает на необходимость целенаправленных действий для повышения доступности занятости.

В отличие от безработных работники и их семьи по показателям благосостояния в принципе не должны быть социально уязвимыми. Во-первых, экономическая самостоятельность этих ячеек — максима трудового самообеспечения. Во-вторых, они взаимодействуют с экономической системой на уровне трудовых ресурсов, воспроизводство которых, а, следовательно, и самой системы, подрывается бедностью. Не случайно в развитых и многих развивающихся странах наличие работы имеет статус гарантированной защитой от бедности. Поэтому значимые масштабы (свыше 5-10%, приходящихся на ячейки с повышенным уровнем иждивения) несамостоятельности домохозяйств работников служат сигналом для корректировки экономической политики в сфере регулирования трудовой деятельности.

Необходимость обращения к мерам экономической политики подтверждается и тем, что с бедностью работников, как правило, связан ее уровень, который не координируется с ресурсами адресной помощи. Как показывает опыт зарубежных стран, этот уровень не должен превышать 15% населения, иначе помощь бедным утрачивает экономический и социальный смысл. Данные масштабы выдерживаются, если бедность охватывает в основном группы с высоким риском социальной уязвимости. Если же в число бедных попадают работники с ординарной иждивенческой нагрузкой, ее уровень превосходит эти пределы, ресурсы помощи становятся дефицитными, а формы — неэффективными. Поэтому общий уровень бедности, превышающий 15%, также выступает индикатором актуальности экономических корректировок.

В то же время бедность работников как симптом неадекватной экономической политики может наблюдаться и при ее общем уровне, не выходящем за допустимые пределы. Это происходит в случаях высокой вариации ее параметров по отдельным территориальным образованиям. В этих случаях экономические меры должны быть направлены на уменьшение территориальных диспропорций воспроизводства, которые, исходя из международной практики, нуждаются в дифференцированном подходе, учитывающем геополитическую (демографическую, природную, инфраструктурную и др.) специфику отстающих регионов и поселений.

Преодоление бедности работников насущно еще и потому, что в их семьях проживает абсолютное большинство несовершеннолетних детей. Несамостоятельность данных ячеек подрывает воспроизводство и наличных, и перспективных трудовых ресурсов, в том числе путем воздействия на репродуктивное поведение. Одна из причин его ограничения — невозможность прокормить дополнительных иждивенцев, что, кстати говоря, затрагивает не только бедные слои. При низком уровне жизни в социуме, симптомом которого выступает бедность работников, сдерживание семейной репродукции принадлежит к факторам сохранения экономической самостоятельности. Поэтому принципиальная возможность детных домохозяйств работников содержать число иждивенцев, достаточное, по крайней мере, для простого демографического воспроизводства, также должна быть основанием для оценки адекватности экономической политики воспроизводству потенциала домохозяйств.

Таким образом, если демографические показатели воспроизводства ключевых элементов потенциала, а также показатели безработицы и бедности (населения в целом и работников в частности) свидетельствуют о подрыве принципа и конкретных форм экономической самостоятельности домохозяйств, то следует ставить вопрос о пересмотре экономической политики. В этих случаях определяемые ею экономические полномочия между общественной системой и домохозяйствами не позволяют последним использовать свой потенциал сообразно возложенным на них функциям.

Прокладка коммуникаций