demir dokum

Социальная помощь

Социальная помощь малоимущим предназначена для решения конкретных проблем домохозяйств, порожденных низкими доходами. Она регулируется федеральным законом о государственной социальной помощи, согласно которому все граждане с доходами ниже прожиточного минимума в субъекте Федерации имеют право на материальную помощь в пределах разницы между этим минимумом и фактическим душевым доходом. Помощь может быть оказана деньгами или натуральными благами на срок не менее трех месяцев.

Основным источником социальной помощи являются местные (муниципальные) бюджеты. Из этого следует, что на территориях с высоким уровнем бедности также встает вопрос о сопряженности финансовых средств и численности малоимущих. Он решается не в такой завуалированной форме, как при назначении жилищных компенсаций. Рекомендации Минтруда РФ по реализации региональных адресных программ открыто допускают использование дополнительного критерия, ограничивающего право на помощь. Это так называемая административная граница бедности, которая при финансовых трудностях может опускаться ниже прожиточного минимума вплоть до 50% его величины.

В результате по целому ряду параметров социальная помощь может гибко приспосабливаться к бюджетным ограничениям. Прежде всего это относится к самому праву на помощь на основе либо прожиточного минимума, либо подвижной административной границы бедности. Далее, формулировка закона обязывает оказывать помощь в пределах недостающего дохода, т.е. в размере практически любой суммы, которая ниже этого дохода. При столь расплывчатой формулировке вопрос о сроках предоставления помощи теряет смысл. Выделенные суммы формально могут быть приписаны к какому угодно сроку. И, наконец, помощь оказывается либо деньгами, либо благами, выбор которых также предопределяется финансовыми ресурсами.

Примеры оказания социальной помощи малоимущим в ряде субъектов Федерации показывают: чем проблемнее регион, тем ниже граница бедности, иными словами, местный минимум, тем меньше и реже сама помощь и тем чаще она предоставляется в форме натуральных благ и услуг. Эти различия имеют более выраженный характер по типам поселения. В областных центрах порог бедности обычно выше, помощь может выплачиваться деньгами в виде пособий по нуждаемости. В других поселениях не всегда выдерживается даже нижний предел административной границы, а помощь, главным образом натуральная, предоставляется в случаях крайней нужды.

Приведем некоторые примеры, используя нормативные акты некоторых субъектов федерации. Так, в Брянской обл. в службах социальной помощи всех типов поселений действует областной прожиточный минимум на основе федеральной методики, а в Коми — минимум на уровне 25% республиканского. В Волгоградской, Владимирской и Новгородской обл. применяется административная граница бедности, которая варьируется по типам поселений. Чем выше статус поселения, тем выше эта граница. Например, в Великом Новгороде она достигает 60-75% областного минимума, а в Боровичевском районе области — 30-45%.

Пособия по нуждаемости в названных областях назначаются в областных центрах. В Волгограде они выплачиваются в основном деньгами, но в случае дефицита денежных средств допускается выплата продуктами (за счет спонсорских средств). Во Владимире эти пособия имеют только продуктовую форму, а денежная помощь может быть оказана в конкретных критических ситуациях. В Великом Новгороде пособия могут быть денежными и неденежными (продуктовые наборы, безналичная оплата жилищных расходов и содержания детей в детском саду и пр.). В малых городах этих областей практикуется в основном натуральная помощь по обстоятельствам.

Прокладка коммуникаций