demir dokum

Самозанятость: понятие и позиции в современной экономике

Прежде всего, следует уточнить, кто такие самозанятые. Этот термин давно применяется в международной статистике, но его содержание не остается неизменным. До недавнего времени работающее население по статусу занятости подразделялось на три основные группы: наемные работники, самозанятые и неоплачиваемые семейные работники. К самозанятым относили владельцев собственного бизнеса. Они подразделяются на работодателей, использующих наемный труд на постоянной основе, и, условно говоря, на не работодателей, которые либо обходятся без наемного труда, либо применяют его нерегулярно и в малых количествах. В состав последних входят ведущие свой бизнес индивидуально или с партнерами, а также работники предприятий с коллективной (кооперативной) формой собственности.

Теперь термин "самозанятые" (self-employed) имеет более широкий контекст и подразумевает всех работающих не по найму. Поэтому в состав этой группы включены также неоплачиваемые семейные работники, которые являются членами семейных фирм и получают трудовое вознаграждение не в форме зарплаты, а на основе внутрисемейного распределения. А самозанятыми (own-employed) стали называть только индивидуалов или партнеров по бизнесу, не использующих наемный труд.

Несмотря на указанные изменения, полагаем, что прежняя трактовка самозанятых, объединяющая работодателей и не работодателей, больше отвечает содержательному смыслу данного понятия. Это те, кто, обладая производственным имуществом, совмещает функции собственника и предпринимателя. Поэтому будем опираться именно на эту трактовку.

Предпринимателями являются все самозанятые, но полностью эти категории не совпадают, так как часть исполнителей предпринимательских функций причисляется к наемным работникам. На многих акционерных, а также государственных предприятиях эти функции выполняют работающие по найму должностные лица, которые в международной профессионально-квалификационной "табели о рангах" фигурируют как высший слой корпоративных управляющих (Международная стандартная классификация 1998. С. 35).

Поэтому самозанятые — это только те предприниматели, которые индивидуально или на предприятии выполняют управленческие функции от собственного имени.

От работающих по найму самозанятых отличает не только владение и распоряжение производственным имуществом, но и самостоятельное обеспечение себя работой благодаря организации и руководству собственным делом. А наемные работники, как известно, получают доступ к рабочему месту путем рыночной сделки, т.е. через отношения найма. Поэтому статусная структура занятости выступает одной из характеристик рынка труда, дающей представления о масштабах самостоятельного и наемного трудоустройства.

Присущее самозанятым "совместительство" собственника и предпринимателя характерно в основном для небольших хозяйств. Данные статистики развитых стран показывают, что удельный вес самозанятости гораздо выше в отраслях, где сравнительно сильны позиции малого бизнеса. Например, в США в начале 90-х годов самозанятые составляли около 9% занятого населения, а среди сельскохозяйственных работников, значительная часть которых трудится в фермерских хозяйствах, — более 40%. В обрабатывающей промышленности страны, где доминируют средние и крупные корпорации, на долю самозанятых приходилось примерно 2% работников.

Это объясняется тем, что на больших предприятиях, во-первых, выше концентрация работающих по найму и, во-вторых, активно используется наемный менеджмент. Именно поэтому самозанятость шире распространена в малом бизнесе, в котором Доля наемного труда, в том числе в управлении, меньше, а то и вовсе отсутствует.

Возникает вопрос, могут ли успехи малого бизнеса базироваться на специфике самозанятости, отличающей ее от наемного труда. Главных особенностей две. Во-первых, в самозанятости нет присущего найму отчуждения труда, ей свойственна хозяйская мотивация, или, как иногда говорят, "чувство хозяина", которое формируется распоряжением собственным имуществом. Во-вторых, самозанятые трудоустраиваются самостоятельно и в этом смысле автономны по отношению к рынку труда.

Прокладка коммуникаций