demir dokum

Реализация права на жилье

Проиллюстрируем это на примере реализации права на жилье, которое принадлежит к наиболее насущным жизненным благам, необходимым для существования домохозяйства и создания семьи. В России дефицит доступного жилья уже стал серьезным фактором, ограничивающим вступление в брак и деторождение (Вопросы организации..., 2003. С. 200-201). Тем не менее в настоящее время работающие слои населения должны решать жилищную проблему самостоятельно за счет собственных сбережений и кредитных ресурсов. Однако чтобы рассчитывать на ипотечный кредит по программе Госстроя РФ, им необходимо получать доходы, в несколько раз превышающие среднюю по экономике зарплату. Поэтому принцип самообеспечения жильем означает недоступность его приобретения для абсолютного большинства работников.

Кроме того, поставленная в президентском Послании 2004 г. задача сделать к 2010 г. доступной покупку жилья как минимум для трети граждан, не скоординирована с мощностями строительной индустрии. Для ее решения объем жилищного строительства должен быть увеличен в 7 раз. Учитывая, что за больший в 2 раза период планируется всего лишь удвоить ВВП (в оптимистическом варианте), выход на названный объем не реалистичен. При этом не менее актуальной является проблема капитального ремонта наличного жилья, которая насущна для 60% домохозяйств. Если и эта проблема будет полностью переложена на работников путем повышения страхового налога на недвижимость, то следует ожидать ухудшения общих характеристик жилищной обеспеченности. Даже владение жильем, полученным в дореформенные годы на иных принципах, при более высокой зарплате и более низких тарифах на жилищные услуги, многим окажется не по средствам.

Таким образом, несмотря на обусловленное экономическим ростом повышение реальной зарплаты и поддержание уровня занятости, социальные интересы работников по-прежнему остаются заложниками избранного курса реформ. Сохраняется низкая цена труда и высокая дифференциация зарплаты, которая вопреки взглядам либералов является не естественным следствием развития рынка, а свидетельством его "провалов". Они не выгодны ни работникам, ни большинству работодателей, поэтому государственная политика односторонней поддержки бизнеса не может рассматриваться как реальная (стратегическая) его поддержка. По существу, она выступает компенсатором порожденных либеральным курсом высоких предпринимательских рисков, оплата которых в той или иной форме и степени возлагается на работников.

В этой связи необходимым и настоятельным условием воспроизводства трудовых ресурсов как ключевого элемента устойчивой экономики является переориентация на модель социального государства. Именно в ее рамках может быть реализовано стратегическое развитие на основе собственного потенциала и проведение социальной, а также экономической политики, отвечающей интересам как работников, так и бизнеса.

Прокладка коммуникаций