demir dokum

Противоречия российской практики оказания адресной помощи малоимущим

Адресная помощь бедным входит в функции как либерального, так и социального государства. Она реализуется средствами социальной политики и рассчитана на домохозяйства с дефицитным трудовым потенциалом. Если состав бедных слоев образован главным образом данными ячейками, то адресная помощь становится основным направлением политики преодоления бедности. Именно такая роль отводится ей в государствах либерального типа. На аналогичную роль она претендует и в России, так как борьба с бедностью практически не ведется, что служит подтверждением либеральной ориентации государства.

Как социальный институт адресная помощь бедным, которых в России принято называть малоимущими, появилась в первой половине 90-х годов. В тот период резкое падение уровня жизни и нарастание задолженности по выплатам основных денежных доходов населения (зарплаты, пенсий, социальных трансфертов) потребовали неотложной поддержки наиболее незащищенных групп. С тех пор адресная помощь прочно вошла в систему социальной защиты населения. Вопреки распространенному мнению, сокращение бедности в ее задачи не входит и не нашло отражения ни в одном из нормативных документов. Функции адресной помощи менее амбициозны: не оставлять бедные слои без защиты и оказывать им посильную поддержку.

Помощь малоимущим охватывает совокупность государственных мер по поддержанию минимально необходимого уровня потребления. Она оказывается либо деньгами, либо материальными благами, либо услугами. Малоимущие могут получать и иные формы поддержки (например, содействие в трудоустройстве), но основное направление помощи — обеспечение потребительскими ресурсами, частично компенсирующее дефицит их собственных средств. Главным образом это ресурсы для удовлетворения базовых потребностей, прежде всего в продуктах питания, одежде и обуви, "покрытии" расходов на жилье.

Прокладка коммуникаций