demir dokum

Процедуры пересмотра минимального размера оплаты труда

Эти же структуры (федеральные и особенно региональные) стабильно нарушают норму трудового законодательства о своевременной выплате трудового вознаграждения. Так, в 2003-2004 гг. на бюджетное недофинансирование пришлось более 10% общего объема просроченной задолженности по оплате труда. Данное беззаконие достигло огромных масштабов в период рецессии (по информации Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, в 1998 г. задержки зарплаты затронули более 60% занятых), а после перелома экономической динамики, хотя и существенно сократилось (в 2004 г., по официальной статистике, до 6% занятых), но не утратило хронических форм. О проблематичности восстановления закона через судебные органы говорят факты отстаивания работниками своих прав с помощью забастовок и голодовок, в которых участвует и персонал бюджетных организаций.

Процедуры пересмотра минимального размера оплаты труда, которые в социальных государствах регулируются генеральным (федеральным) трехсторонним соглашением, в России не имеют тесной связи ни со статистическими нормативами, ни с динамикой производительности труда и инфляции. Как показывает опыт развитых стран, статистически величина минимальной зарплаты должна коррелировать с 40% средней зарплаты в диапазоне колебаний от 33% до 50% (Курс..., 1997. С. 563; Экономика труда, 2002. С. 337). В России прожиточный минимум трудоспособного человека приблизился к этому нормативу уже к моменту принятия Трудового кодекса: с половиной средней зарплаты он сравнялся в 2001 г. и с ее 40%-ным уровнем — в 2003 г., что тем не менее не ускорило доведение до него минимальной зарплаты. А ее пересмотр в зависимости от роста производительности труда и инфляции проводится с запаздыванием, что в первые два года экономического подъема и в 2003-2004 гг. обусловило падение ее и так скудного реального содержания.

Одной из причин сохранения низкого уровня минимальной зарплаты является его зависимость от бюджетных ресурсов, пополнение которых предопределяется не столько экономическим развитием, сколько налоговой политикой. Проводимую политику можно назвать самым наглядным признаком либеральной ориентации, дающим представление о перераспределительных возможностях государства. В России она направлена на облегчение налогообложения бизнеса, т.е. на минимизацию ставок по доходам от капитала. Так, налог на прибыль остается одним из самых низких в мире (в 2004 г. — 24%), еще ниже (на уровне 10-15%) — налоги на дивиденды, проценты по банковским депозитам (в пределах учетной ставки) и доходы по ценным бумагам. В пользу бизнеса "работает" и равномерная шкала подоходного налога, так как представители его средних и крупных форм доминируют в высокодоходных группах.

Для социальных государств равномерная шкала подоходного налога не типична, так как прогрессивное налогообложение служит инструментом регулирования дифференциации доходов и одним из источников социальных расходов. Не без вклада этих поступлений в государственный бюджет (наряду с более рациональными налогами на бизнес) удается достойно оплачивать работников бюджетных организаций социальной инфраструктуры и обеспечивать защиту от социальных рисков не только страховыми выплатами и услугами, но и активными мерами их предотвращения. В России фискальная политика приводит к напряжению бюджетных ресурсов, необходимых также для обслуживания внешнего долга, военных расходов и др. Поскольку социальные расходы не рассматриваются как приоритетные, то они финансируются остаточно, даже если это противоречит трудовому законодательству.

Прокладка коммуникаций