demir dokum

Приватизация как фактор формирования "стартового" капитала

Одним из факторов формирования "стартового" капитала стала приватизация, которая в отличие от России учитывала интересы широких слоев населения. Например, в Чехии приватизационные паи были именными, что не позволило им исчезнуть в недрах мифических инвестиционных фондов. Часть паев при посредстве банков была вложена в собственное дело. Для этой же цели привлекались средства, полученные как возврат или компенсация реквизированной в социалистический период собственности.

Но наряду с исходными условиями в этих странах была гораздо лучше организована государственная поддержка малого бизнеса с помощью налоговых льгот, скидок на приобретение товаров, предоставления кредитов и лизинга имущества с правом последующего выкупа. Кредитование и контроль финансового положения малых предприятий осуществляют банки, в высшем менеджменте которых много сотрудников из западных стран, имеющих высокую квалификацию в вопросах финансового мониторинга.

Организационная сторона данного опыта — пример, достойный если не подражания, то творческого заимствования.

А теперь обратимся к исходным условиям в малых городах на примере неоднократно обследованных Вязников. Не будем затрагивать вопросы помощи предпринимателям, уже создавшим бизнес и нуждающимся в его расширении. Посмотрим, на что могут рассчитывать те, кто желает начать собственное дело, но не имеет ничего кроме трудовых навыков и нехитрого инструмента. Именно таким багажом располагают многие безработные.

Банковское кредитование без залога не практикуется, а материальная помощь, которую оказывают центры занятости, крайне скудна и единична. Из-за дефицита средств и узости спроса поддержку получают в основном примитивные виды деятельности (например, кустарное производство табуреток). При этом категорически нельзя сказать, что местные власти работают спустя рукава, но организация поддержки малых хозяйственных форм также требует значительных финансовых и материальных ресурсов.

Преодоление экономической отсталости регионов и поселений зиждется не столько на использовании внутренних ресурсов и развитии малого предпринимательства, сколько на экономических мерах по выравниванию территориальных различий. Эти меры также требуют поддержки крупного и среднего производства (с учетом местной специфики) как основы данного выравнивания и развития дополняющих ее малых хозяйственных форм. А помощь самозанятым и малому бизнесу в автономном территориальном режиме, конечно, облегчит борьбу за выживание, но не приблизит отстающие сегменты к более успешным регионам, а страну в целом — к развитым государствам.

Без технической модернизации, которая при государственной поддержке инициируется крупным бизнесом, разрыв экономики России с развитыми экономиками по количеству малых предприятий может сократиться, но по статусной структуре рабочей силы — возрастет. На консервативной производственной базе этот процесс сопряжен не столько с индустриальным прогрессом, сколько с деградацией, расстройством рынка труда и скатыванием на позиции периферийных экономик. Статусный и структурный сдвиг занятости в постиндустриальных странах имеет принципиально иной научно-технический, институциональный и социально-правовой базис, который, надеемся, в России удастся создать.

Но для этого необходимы предпосылки по завершению первого структурного сдвига и общему повышению уровня индустриального развития. Данные задачи должны входить в состав промышленной политики, что подчеркивает ее высокую актуальность.

Прокладка коммуникаций