demir dokum

Причины недостатков адресной помощи

Перечисленные недостатки адресной помощи порождены прежде всего значительным уровнем бедности и массовым попаданием в категорию малоимущих экономически активных слоев. Данные проблемы должны решаться средствами экономической, а не социальной политики. Так как необходимые для этого меры не предпринимаются, то адресная помощь выступает в роли главного института, ответственного за положение бедных. Однако эта роль не соразмерна ни с финансовыми ресурсами, ни с предназначением помогать преимущественно нетрудоспособным категориям. Поэтому она выполняет только посильные задачи, поддерживая менее 10% населения.

Столь скромная численность получателей адресной помощи частично предопределяется региональным подходом. На экономически развитых территориях она предоставляется на основе прожиточного минимума по федеральной методике, хотя реальные показатели бедности там выше. А в депрессивных регионах и поселениях бюджетные ресурсы помощи так скудны, что их едва хватает на 5-7% населения. То есть от действующих принципов адресной помощи проигрывают и успешные, и отстающие территориальные образования.

Значительное представительство в составе малоимущих трудоспособных категорий вызвано экономической отсталостью ряда территориальных сегментов (в развитых сегментах они большей частью образованы традиционно бедными слоями с дефицитным трудовым потенциалом). Поэтому первостепенное значение имеет задача сокращения бедности на депрессивных территориях. Но в арсенале адресной помощи средств для ее решения нет. Ограниченность федеральной политики бюджетного выравнивания доказана опытом выплаты пособия на ребенка. А политика регионализации приводит на этих территориях к тому, что адресная помощь не столько противодействует бедности, сколько "расхлебывает" ее наиболее деструктивные социальные последствия.

Исходя из мирового опыта, сокращение бедности, вызванное территориальными диспропорциями, должно базироваться не на трансфертах из федерального или региональных бюджетов в бюджеты домохозяйств, а на экономических мерах по выравниванию территориального развития. В России эти меры подразумевают перестройку двухполюсной экономики в единый экономический организм. Но пока такие задачи даже не поставлены, адресная помощь, выполняя немаловажную социальную функцию, неизбежно будет страдать указанными выше пороками и не оправдывать необоснованно возложенных на нее ожиданий.

Прокладка коммуникаций