demir dokum

Преодоление несамостоятельности домохозяйств

Преодоление несамостоятельности домохозяйств как явления социально и экономически аномального требует государственного вмешательства, поэтому бедные домохозяйства становятся объектами социально-экономической политики государства.

Она реализуется в двух основных направлениях:

— наращивание (поддержка) потенциала домохозяйств;

— создание условий по его более эффективному использованию.

Первое направление — это непосредственная помощь бедным, больше известная как адресная помощь. Ее необходимо дополнять превентивными мерами по отношению к домохозяйствам с высоким риском социальной уязвимости, иными словами, профилактикой бедности.

Профилактическая поддержка включает льготы и субсидии по категориальным основаниям, призванные выравнивать экономические возможности ячеек с отрицательным рентным доходом. Этот доход — один из факторов бедности. О его образовании речь уже шла на примере лиц с хроническим дефицитом потенциала здоровья. Но он возникает и при стойком дефиците других элементов потенциала, например, в случае высокой иждивенческой нагрузки. В России это стало основанием для профилактической поддержки многодетных семей.

Второе направление нацелено на устранение экзогенных причин экономической несамостоятельности домохозяйств и охватывает меры по борьбе с бедностью.

Залогом успешности названных направлений является правильный выбор как инструментов их реализации, так и объектов поддержки. Так, адресная и профилактическая помощь, связанная с перераспределительными процессами, подпадает под компетенцию социальной политики. Она включает меры по обеспечению домохозяйств ресурсами, восполняющими недостаточность их внутреннего потенциала. Что касается борьбы с бедностью, то она предполагает воздействие на ее причины на уровне обмена домохозяйств с экономической системой. Поэтому соответствующие меры не могут иметь адресного характера и должны реализовываться средствами экономической политики.

Объектами рассмотренных направлений являются разные типы домохозяйств. Так, адресная и профилактическая помощь рассчитана на домохозяйства, которые не в состоянии собственными силами ни нарастить, ни полнее использовать свой ресурсный потенциал. Поэтому применение к ним экономических мер не может дать значимых позитивных результатов. Эти особенности присущи домохозяйствам с отсутствием или дефицитом трудового потенциала. К ним принадлежат ячейки, которые либо не обладают этим потенциалом, либо имеют высокую иждивенческую нагрузку. Они традиционно относятся к группам с повышенным риском бедности и обычно доминируют среди получателей адресной помощи и категориальных (профилактических) льгот и субсидий. Их "костяк" формируют домохозяйства пенсионеров и инвалидов, многодетные и неполные семьи.

Реализация мер экономической политики исходит из предпосылки, что домохозяйства располагают достаточными ресурсами экономической самостоятельности, которые при надлежащих условиях могут использоваться более эффективно. К ним относятся домохозяйства, обладающие трудовым потенциалом, прежде всего в активной форме (работниками и безработными) и не отягощенные повышенным иждивенческим бременем. Применение к этим ячейкам мер адресной помощи как принципа их поддержки означает потворство иждивенчеству.

В этой связи встает вопрос о ситуациях, в которых второе направление — борьба с бедностью — приобретает актуальность. Она, как отмечалось, распространяется не на отдельные домохозяйства, а на экономические условия использования трудового потенциала и соответственно требует корректировки экономической политики. Поэтому необходимо иметь ориентиры, сигнализирующие о своевременности и насущности этой корректировки.

Прежде всего на это указывают демографические характеристики воспроизводства ключевых элементов потенциала домохозяйств. Они дают общее представление о том, согласуется ли принцип трудового самообеспечения с естественным воспроизводством населения, поддержанием и увеличением продолжительности жизни. Если один из показателей (прежде всего продолжительность жизни) и тем более оба ухудшаются, то это -симптом, что полномочия общественной системы по обеспечению экономической самостоятельности домохозяйств занижены, а самих ячеек — завышены.

О соотношении этих полномочий в рамках экономической системы можно судить на основе показателей использования трудового потенциала, свидетельствующих об обеспечении занятости и "безбедного" благосостояния. Данную роль выполняют показатели уровня бедности и безработицы.

Прокладка коммуникаций