demir dokum

Предопределенность высокой дифференциации зарплаты

Предопределенность высокой дифференциации зарплаты и ее стратификационных и территориальных проявлений многоуровневостью экономики ограничивает действенность традиционных для рыночной экономики механизмов ее сокращения. Прежде всего, это относится к социальному партнерству в той его части, которая регулирует минимальную цену труда и коэффициенты дифференциации. Единообразие этих показателей на основе партнерских соглашений достигается в сравнительно однородной экономике. В неоднородном экономическом пространстве, как было показано, для многих предприятий повышение нижних ставок оплаты труда оборачивается сжатием дифференциации для одной части персонала и ее завышением для другой.

Эти же ограничения распространяются на механизм бюджетного выравнивания. Он охватывает только бюджетный сектор и из-за высокого разброса территориальных цен труда может поддерживать единые ставки зарплаты только на низком уровне. Попытки сокращения ценовых различий на сегментированных рынках труда за счет поддержки миграционных процессов чреваты для одних территорий перенаселением, а для других — демографическим оскудением. А главное, в настоящее время такие переливы ориентируются на отраслевые приоритеты, которые расходятся с приоритетами стратегического развития страны.

В этой связи проблема сокращения стратификационной и территориальной дифференциации зарплаты, в которой находит отражение глубокая противоречивость реформ и тенденция "проедания" совокупного (научного, индустриального, природного, квалификационного, демографического и др.) потенциала экономики, ставит вопрос не об отдельных коррекционных мерах, а в первую очередь о восстановлении гражданского консенсуса. В его рамках должны быть очерчены стратегические приоритеты развития, определяющие место и перспективы России в современном глобализирующемся мире. Они далеко не безразличны для граждан страны и поэтому их выбор не может быть прерогативой либерально настроенной государственной бюрократии.

Без кардинального изменения приоритетов развития и его ориентации на собственный экономический потенциал процессы его растраты не могут быть приостановлены. Будет продолжаться пассивное приспособление экономики к мирохозяйственным связям на условиях сырьевого придатка, которое, поддерживая экономический рост за счет факторов краткосрочного действия, подрывает основы долгосрочного развития. Сохранятся и углубятся угрозы не только фрагментации, но и сокращения экономического пространства, дальнейшего ухудшения его качественных и количественных характеристик. Более того, не исключен и распад этого пространства, в том числе политический.

Формирование национального хозяйства как единой системы должны базироваться на проведении промышленной политики, которая является общепринятой практикой и всех развитых, и многих развивающихся стран. Ее актуальность очевидна и для тех сторонников либерализма, кто осознает необходимость дополнения либеральной политики институциональными преобразованиями.

В число задач промышленной политики, имеющих непосредственное отношение к сокращению разрывов в оплате труда, должно входить модернизационное выравнивание экономического положения предприятий и как следствие — выправление ценовых диспропорций на производственные — капитальные, оборотные и трудовые — ресурсы. "Равновесная" трансформация системы цен невозможна без сдвигов в технологиях, эффективности и издержках производства, инициируемых мерами государственного регулирования.

В структуре этих мер должен быть учтен и региональный контекст, важный с точки зрения занятости населения и продуктивного освоения территориального пространства. Он широко учитывается в развитых странах со значительно меньшей, чем в России, региональной дифференциацией. Так, финансово-экономические средства, направляемые на выравнивание территориального развития, в большинстве европейских стран в несколько раз (в % к ВВП) превосходят российские показатели.

Следует признать, что постановке вопроса о стратегических приоритетах и механизмах их реализации противостоят корпоративные интересы, порожденные паразитированием на монопольно-рентном распределении. Поэтому важнейшей предпосылкой социально-экономических перемен выступает осознание всеми слоями общества бесперспективности развития по сложившимся в годы реформ приоритетам.

Прокладка коммуникаций