demir dokum

Потребности человека и их структура

Однако потребности человека имеют не столько иерархическую, сколько функциональную структуру. Поэтому в принципе для работников значимы и содержание, и оплата труда, от которых зависит удовлетворение функционально разных, но базовых потребностей — в воспроизводстве материальных условий жизнедеятельности и в адекватном применении и развитии профессиональных способностей.

В реальности проблема приоритетных факторов качества трудовой жизни заключается скорее не в разной насущности названных потребностей, а в неодинаковых шансах их реализации. На обследованных предприятиях запросам работников в меньшей степени отвечает оплата труда, которая за годы реформ претерпела более глубокие негативные изменения, чем предопределяемый технологией профессионально-квалификационный состав кадров. Поэтому удовлетворенность зарплатой значительно ниже, чем специальностью, а уровень недовольства первой превосходит совокупный уровень и негативного, и равнодушного отношения ко второй.

Вместе с тем подрыв воспроизводственной функции зарплаты приобрел системный характер и, как отмечалось, породил высокую терпимость к низким заработкам, что отразилось на индикаторе удовлетворенности (неудовлетворенности) работой. Так, в числе недовольных заработком 59% респондентов признались, что их работа устраивает, тогда как среди тех, кому не нравится специальность, — только 6,7%. Более того, недовольство специальностью выступает настолько серьезным раздражителем, что треть давших ей негативную оценку собираются сменить место работы (против 15,4% по всей совокупности респондентов и 16,9% — по группе недовольных размером оплаты труда).

Несмотря на противоречия в реализации запросов на содержание и оплату труда, существует известная форма их ослабления, в которой эти запросы выступают как взаимозависимые. Речь идет о профессионально-квалификационном росте, обусловливающем переход одновременно к более содержательному и лучше оплачиваемому труду. Именно благодаря этому обстоятельству квалифицированные работники обычно позитивнее относятся и к специальности, и к оплате труда.

Чтобы выяснить, каковы установки респондентов на квалификационную мобильность и есть ли у них возможности ее реализации, им был задан вопрос, хотят ли они повысить свою квалификацию. Положительный ответ дали более половины опрошенных (55,2%). Даже если он мотивирован главным образом стремлением к увеличению заработка, работники проявили готовность предпринять усилия, чтобы его заслужить. При этом наличие реальных возможностей квалификационного роста на предприятии отметили 31,3% респондентов, а их отсутствие — 23,9%.

Нежелание повышать квалификацию выразили 23,8% респондентов, причем 10,9% назвали к качестве причины достижение квалификационного "потолка". Поэтому явная неготовность к квалификационной мобильности характерна только для 12,9% опрошенных. Еще 1,5% сослались на другие обстоятельства и 19,5% затруднились ответить. Таким образом, желанием и возможностями квалификационного роста располагают около трети респондентов, еще одна треть их не имеет (из-за отсутствия на предприятии или выхода на квалификационный максимум), для оставшейся трети эти возможности не актуальны.

Самый высокий уровень удовлетворенности работой демонстрируют респонденты, достигшие квалификационного "потолка". На 64% это кадры высокой квалификации, у которых профессиональный статус дополнен очень привлекательной оплатой труда. Однако даже в составе обладателей предельного для малых городов шестого рабочего разряда они не доминируют, в несколько раз уступая по численности тем "шестиразрядникам", которые хотели бы повысить квалификацию. Поэтому отмеченный у них уровень удовлетворенности работой свидетельствует об угасании мотивов активного поведения, а значит, скорее всего, превосходит оптимальный.

Прокладка коммуникаций