demir dokum

Поселенческие особенности социальной помощи

Данные поселенческие особенности социальной помощи отчетливо выявились в нашем исследовании по Санкт-Петербургу и Вязникам. Практика ее оказания в этих поселениях настолько различна, что ее целесообразно рассмотреть отдельно по каждому городу.

Крупный город. В Санкт-Петербурге в соответствии с городским законодательством для установления получателей социальной помощи используются два критерия. Во-первых, это прожиточный минимум для субъекта Федерации (Санкт-Петербург — не только крупный город, но и субъект Федерации). Во-вторых, это принадлежность заявителей к одной из уязвимых категорий.

В их число входят:

— одинокие пенсионеры или супружеские пары пенсионного возраста;

— одинокие инвалиды (или супружеские пары) I и II группы;

— семьи инвалидов с нетрудоспособными или учащимися детьми и семьи, имеющие детей-инвалидов;

— семьи, получающие пенсии по случаю потери кормильца;

— больные тяжелыми хроническими заболеваниями (сахарным диабетом и др.);

— получатели социальных пенсий;

— многодетные и неполные семьи.

Категориальный критерий является дополнительным к доходному и применяется для определения приоритетов назначения помощи.

Особую категорию образуют работники с душевыми доходами ниже прожиточного минимума, местом работы которых являются:

— учреждения, финансируемые за счет городского бюджета;

— государственные учреждения науки, культуры, образования, здравоохранения и социальной защиты, финансируемые из федерального бюджета.

Денежные выплаты для этой категории малоимущих финансируются по статье социальной помощи (особой строкой), но, строго говоря, к данному виду помощи они не относятся. Необходимость поддержки этой группы вызвана тем, что уровень жизни в Санкт-Петербурге выше общероссийского. И так невысокие федеральные ставки оплаты труда бюджетников оказываются в городе недопустимо заниженными. Поэтому, чтобы избежать значительного оттока кадров из отраслей социальной инфраструктуры, малоимущему персоналу частично компенсируют зарплату (не душевой доход!), если она ниже прожиточного минимума.

Принципиальная разница помощи двум категориальным группам проявляется и в том, что первая группа обращается за помощью в организации социальной защиты населения по месту жительства, а вторая — к уполномоченным сотрудникам по месту работы. В случае положительного решения работники социальной сферы получают денежные доплаты к заработку сроком на три месяца, для возобновления которых необходимо вновь подать заявление.

Адресным принципам полностью отвечает помощь первой группе уязвимых категорий. Она оказывается деньгами, продуктовыми наборами или талонами на питание, одеждой и обувью, бытовыми услугами (экстренный ремонт жилья, техники, бесплатное обслуживание в парикмахерских и т.п.). Денежные выплаты назначаются либо на трехмесячный срок при тяжелом материальном положении — в основном для приоритетных категорий, либо единовременно в кризисной ситуации (необходимость дорогостоящего лечения, кража, пожар и др.) — для всех малоимущих.

Определение доходного статуса домохозяйства совпадает с процедурами для назначения жилищных компенсаций. Специфичным является требование указать, для решения каких проблем заявителям необходима помощь. Попавшие в кризисную ситуацию подтверждают ее документами (справками от врача, из милиции и пр.). А главное процедурное отличие состоит в том, что социальным службам дано право на материально-бытовое обследование по месту жительства заявителей. Из-за дефицита ресурсов проверка нуждаемости выборочным методом не проводится, она ограничена только особыми случаями.

Одним из таких случаев является установление фактического состава домохозяйства, что важно для правильного определения категории заявителя. Например, пенсионерка сообщает, что зарегистрированный на одной площади с нею взрослый сын либо живет в другом месте, либо ведет свое хозяйство и ничем ей не помогает. Обследование позволяет выявить или раздельное проживание, или разные бюджеты, а заявительница как одинокая пенсионерка попадает в разряд приоритетных категорий.

Прокладка коммуникаций