demir dokum

Почему не все малоимущие получали компенсации

Почему не все малоимущие получали компенсации? Во-первых, одна из причин — искажение респондентами опроса доходного статуса, не всегда "улавливаемое" и выборочными исследованиями, хотя их информация более полная и включает все доходные источники. Во-вторых, как сообщили сотрудники социальных служб, часть малоимущих не обращается за помощью. Они морально не готовы что-то просить и тем более доказывать свою принадлежность к бедным. В-третьих, у некоторых малоимущих жилье ниже социальных норм, поэтому им либо нечего компенсировать, либо суммы помощи так малы, что не стоят времени и средств, необходимых для сбора документов. В-четвертых, наблюдаются расхождения между регистрируемым и фактическим составом домохозяйств. Например, живущие на одной площади родственники имеют разные бюджеты, или кто-то из них зарегистрирован, но живет в другом месте. Эти случаи выявляются проверкой по месту жительства, но в практике компенсаций она не предусмотрена.

Главная причина получения компенсаций домохозяйствами с доходами выше прожиточного минимума — недостаточный контроль доходов и реальной нуждаемости. Тем не менее, судя по данным опроса домохозяйств, она не приводит к массовым отклонениям от принципа адресности. Обязательное и регулярное отслеживание доходов даже при указанных изъянах в основном позволяет "отсекать" тех, для кого помощь не является настоятельной. Однако нельзя исключать, что в связи с перманентным ростом жилищных тарифов потребность в поддержке может повыситься, а с ней — и желание ее получать вопреки правовым основаниям.

Рассматривая вопрос об адресности компенсаций, мы намеренно сосредоточили внимание на информации по Санкт-Петербургу. Дело в том, что данные по Вязникам высветили совершенно другую проблему, неактуальную для мегаполиса из-за низкого уровня бедности. Эта проблема связана с регионализацией бюджетных ресурсов, так как этот вид помощи обеспечивается в основном муниципальными бюджетами. В Вязниках, по оценкам респондентов исследования, компенсации получали 10% городских домохозяйств, а, согласно данным опроса, душевые денежные доходы до прожиточного минимума имели 61% домохозяйств. При таких масштабах бедности городской бюджет по определению не в силах помочь большинству малоимущих. Поэтому для малого города насущен отбор среди них наиболее нуждающихся.

Основным инструментом такого отбора выступает нормативный (предельно допустимый) процент жилищных расходов в совокупном доходе домохозяйств. Он устанавливается муниципальными законодательными органами, которые доводят его до уровня, отвечающего бюджетным возможностям. В Санкт-Петербурге, где законодатели строго соблюдали федеральные рекомендации, этот процент был вдвое ниже, чем в Вязниках, хотя в малом городе жилищные расходы меньше, так как не во всех домах есть горячая, да и холодная вода, центральное отопление и др.

Вариация нормативных расходов на жилье, характерная не только для рассмотренных поселений, означает, что в практике компенсаций помимо федерального используется и местный критерий бедности. Как это происходит? Предельно допустимыми должны быть расходы домохозяйств с душевыми доходами на уровне прожиточного минимума. Если же за образец берутся более высокие расходы, то они типичны для более бедных домохозяйств. Это и приводит к тому, что фактически право на компенсацию предоставляется исходя не из федерального, а местного, заниженного минимума, который позволяет отобрать в составе малоимущих наиболее нуждающиеся слои.

В условиях регионализации бюджетных источников в регионах и поселениях с уровнем бедности существенно выше 15% такие меры необходимы, иначе право на компенсацию попадет в список нереализуемых обязательств. Кроме того, из-за больших масштабов бедности данное право во многом выполняло бы функцию социального обеспечения. Думаем, для слаборазвитых территорий это было бы не худшим вариантом, если бы не дефицит бюджетных ресурсов. Поэтому минимум на основе федеральной методики не может быть универсальным критерием определения "адресатов" помощи. Данный вывод подтверждается опытом оказания социальной помощи.

Прокладка коммуникаций