demir dokum

Основные факторы удовлетворенности (неудовлетворенности) работой

Состав объективных факторов трудовой деятельности, предопределяющих отношение к работе, достаточно широк. Он охватывает все стороны организации производственного процесса, участие работников в управлении, обеспечение социальных гарантий, социально-психологический климат в коллективе и пр. Здесь анализ ограничен только основными обстоятельствами, роль которых в формировании качества трудовой жизни является наиболее значимой. В число этих факторов входят оплата, содержание и условия труда.

Важнейшим фактором удовлетворенности (неудовлетворенности) работой выступает оплата труда, на которой концентрируются обменные отношения между сторонами трудового договора. Она является основным средством удовлетворения материальных потребностей работника, а также свидетельством его ценности для предприятия и мерилом профессиональной самореализации. Так как обмен ресурсов труда на денежное вознаграждение должен опираться на принцип эквивалентности, то для персонала важен не только размер зарплаты, но и справедливость распределения, обусловленная всей системой ее организации на предприятии.

Для анализа оплаты труда как фактора отношения к работе были привлечены и объективные, и субъективные характеристики. В качестве последних использовались индикаторы частной удовлетворенности (неудовлетворенности) отдельными элементами трудовой ситуации, в данном случае — размерами и справедливостью оплаты труда. Первый индикатор отразил оценки респондентами воспроизводственной функции зарплаты по обеспечению материальных запросов, а второй — стимулирующей функции, т.е. соответствия денежного вознаграждения трудовому вкладу. Влияние этих оценок на качество трудовой жизни рассматривалось путем соотнесения с индикатором удовлетворенности (неудовлетворенности) работой.

Изучение объективных характеристик зарплаты показало, что она не справляется с воспроизводственной функцией, так как не обеспечивает восстановительную компенсацию затрат труда. Свыше половины опрошенных имели заработки ниже прожиточного минимума (использовался минимум по Ярославской обл., действовавший на момент проведения опроса), а более 70% — до 1,5 его величины, т.е. минимума с учетом иждивенческой нагрузки. Следствием подобного типа распределения является высокий уровень бедности и "недовоспроизводство" и наличного, и перспективного трудового потенциала, так как несовершеннолетние дети отмечены в семьях около трети работников. Почти у 60% респондентов душевые доходы не доходили до прожиточного минимума, у 25% — до стоимости минимального продуктового набора, а 16,5% работников признались, что денежных средств им едва хватает или даже совсем не хватает на самую простую еду.

Этим объясняется высокий уровень недовольства размером оплаты труда, характерный для 88,1% респондентов. Он также не координируется с представлениями о ее справедливости, так как 77,6% опрошенных считают, что их заработок не соответствует трудовому вкладу. Данные удручающие оценки связаны с тем, что подрыв воспроизводственной функции одновременно деформирует и стимулирующую функцию, в фундамент которой заложена максима возмещения затрат труда на уровне не ниже прожиточного минимума. Эта пропорция является исходным условием эквивалентного обмена ресурсов труда на денежное вознаграждение.

Невыполнение этого требования приводит к подмене компенсационного принципа распределения зарплаты бенефициарным и трансформирует ее из трудового вознаграждения в социальное пособие. Данная подмена не может не ассоциироваться с попранием справедливости, поэтому обе негативные оценки оплаты труда концентрируются в группе с социально низкими трудовыми доходами. Почти 90% респондентов с оплатой труда ниже прожиточного минимума и не менее 80% тех, у кого, превышая этот минимум, она не доходила до 1,5 его величины, не только не удовлетворены размером заработка, но и считают его несправедливым.

Несмотря на столь значительное недовольство оплатой труда, оно слабо влияет на общее весьма терпимое отношение респондентов к работе. Разумеется, позитивные оценки зарплаты и работы почти полностью совпадают: в составе респондентов, положительно оценивших размер и справедливость зарплаты, неудовлетворенных работой практически нет, а количество удовлетворенных превышает 90%. Но у недовольных обоими качествами зарплаты уровень негативного отношения к работе (28-31%) значительно уступает уровню позитивного (56-59%).

Прокладка коммуникаций