demir dokum

Основные достоинства и недостатки практики оказания адресной помощи

К положительным сторонам практики адресной помощи, прежде всего по таким ее видам, как жилищные компенсации и социальная помощь, следует отнести в целом корректный подход к решению наиболее сложных практических вопросов: кому и как необходимо помогать. Актуальная задача определения состава получателей помощи в условиях значительного уровня бедности и ограниченности бюджетных средств предстает как отбор среди всех малоимущих наиболее нуждающихся контингентов.

В международных исследованиях для селекции "адресатов" помощи предложена методика многокритериальной границы бедности, в соответствии с которой бедными признаются домохозяйства, одновременно подпадающие под несколько критериев. Адаптация этой методики к условиям России проведена сотрудниками лаборатории распределительных отношений ИСЭПН РАН. Разработанный ими уже упоминавшийся комбинированный критерий бедности включает три показателя (душевые доходы ниже прожиточного минимума, субъективная оценка домохозяйства как бедного и наличие в нем двух-трех лишений) и позволяет отобрать среди малоимущих слои, приоритетно нуждающиеся в поддержке.

Анализ практики оказания адресной помощи показал, что социальные службы фактически ориентируются на многокритериальную оценку бедности. Роль доходного критерия выполняет душевой доход ниже прожиточного минимума (или административной границы бедности), на основании которого малоимущие получают юридическое право на помощь. Она предоставляется по заявительному принципу, т.е. нуждающиеся должны за ней обратиться по собственной инициативе. Данный принцип адекватен подключению субъективного критерия, так как заявления на помощь поступают в основном от тех, кто субъективно ощущает себя бедным.

Самым сложным для применения считается критерий лишений. Для выявления характеристик недостаточного потребления социально значимых благ и услуг помимо сведений о доходах необходим контроль нуждаемости. Он предполагает затратные процедуры проверки материального положения на дому, а также сбор дополнительной информации о движимом и недвижимом имуществе заявителей (оно является достоверным индикатором материальной обеспеченности). Но использование данных мер ограничено финансовыми и особенно кадровыми ресурсами социальных служб. Тем не менее критерий лишений используется, но другим способом.

Конкретная помощь, предоставляемая социальными службами, направлена на базовые потребности населения, неудовлетворение которых трактуется как лишения и ассоциируется с понятием бедности.

Эта помощь охватывает ресурсы по обеспечению следующих нужд:

— в питании и одежде (продуктовые наборы, талоны на горячее питание, вещевая помощь);

— в оплате жилищных расходов (жилищные компенсации);

— в лечении (целевая денежная или безналичная помощь на покрытие медицинских расходов);

— в школьных принадлежностях и оплате услуг транспорта для учащихся;

— в топливе для обогрева жилья;

— в первоочередных бытовых и гигиенических услугах и т.п.

В тех поселениях, где денежные пособия по нуждаемости не выплачиваются, сама структура помощи способствует отбору домохозяйств, у которых есть лишения. Если у домохозяйства лишений нет, то оно редко предъявляет запросы на соответствующую помощь.

Сложнее устанавливать лишения в случаях назначения денежных пособий по нуждаемости, которое практикуется в основном в крупных городах. В отличие от натуральных и безналичных форм помощи эти пособия — привлекательные и не лишние для многих "живые" деньги. Необходимый для данных случаев контроль нуждаемости ограничивают не только недостаточные ресурсы, но и конфиденциальность информации о доходах и имуществе (например, в налоговых органах ряда регионов и поселений). Закрытость данной информации для социальных служб можно назвать правовым нонсенсом, так как обращение за помощью к государству — вполне уважительная причина для получения сведений о материальном положении заявителей. Без этих сведений только ненароком удается узнать даже о таких вопиющих случаях, как ежегодное приобретение заявителем дополнительного жилья по рыночным ценам (реальный факт практики в Санкт-Петербурге).

Прокладка коммуникаций