demir dokum

Ограничитель маятниковой миграции

В настоящее время в "окружающей среде" российских средних, крупных городов и особенно мегаполисов маятниковая миграция возросла, в нее шире вовлекаются жители все более отдаленных поселений, в том числе из соседних областей. Однако это расширение имеет объективные пределы. Так, среди жителей малых городов, расположенных на расстоянии более 100 км от Москвы, даже при хорошем транспортном сообщении на работу в столицу ездит преимущественно молодежь и лица, не имеющие семьи.

Существенным ограничителем маятниковой миграции стало подорожание транспортных услуг. Поэтому работающие в отдаленных населенных пунктах для оправдания транспортных расходов используют вахтовый метод, подыскивая дешевое жилье на рабочую неделю. Налаженное сообщение между населенными пунктами также является необходимым условием маятниковой миграции. Малые города, находящиеся в пределах 30-40 км от более крупных поселений, при отсутствии регулярного железнодорожного, речного и автобусного сообщения поставляют в эти поселения значительно меньшее (а то и совсем не поставляют) количество мигрантов, чем более отдаленные города, но расположенные на хороших транспортных артериях. Личные транспортные средства этих проблем обычно не решают из-за низкого уровня обеспеченности ими в малых городах и из-за качества дорог. В зонах особо неблагоприятного климата маятниковая миграция носит в основном сезонный характер.

Работники малых городов, в которых маятниковая миграция проблематична, отчасти решают вопросы трудоустройства с помощью отхожих промыслов. Нередко это неформальная занятость со всеми уже хорошо известными негативами — сверхэксплуатацией, отсутствием гарантий по оплате труда и ужасающими жилищно-бытовыми условиями. В средне— и высокоразвитых странах такого рода занятость является уделом мигрантов из менее развитых стран, а также малообразованных и плохо подготовленных работников, тогда как из малых (и не только малых) городов приезжают не только мало-, но и высоко-квалифицированные рабочие и специалисты. Из этих городов рекрутируется также контингент асоциальной занятости, такой, например, как проституция.

Необходимо добавить, что отходничество не лучшим образом отражается на семьях, так как уехавшие на заработки частично становятся либо "приходящими" супругами и родителями, либо вообще не возвращаются в семью. Наши исследования, проведенные в малых городах, хотя и не были нацелены на изучение данного феномена, позволили выявить тенденцию фактического распада семьи вследствие трудовых миграций. Это происходит при отъезде первых работников (женатых мужчин, матерей из неполных семей), оставляющих детей на попечение вторых работников и пенсионеров. Закрепившись на новом месте, мигранты наведываются домой эпизодически или ограничиваются материальной поддержкой, а иногда вообще не дают о себе знать. Далеко не всегда выезд на заработки сопровождается помощью семье, так как трудоустройство в другом населенном пункте (особенно женщин) может не обеспечивать достаточного для помощи дохода.

Эффективность решения проблем занятости в самих малых городах во многом зависит от спроса на труд, оплаты и условий труда и соответствия вакансий профессиональной подготовке работников. В настоящее время все перечисленные факторы в той или иной мере сдерживают ослабление напряженности "малых" рынков труда. Несмотря на то что спрос на труд в последние годы повысился, заполнению вакансий препятствует низкий уровень зарплаты. Так, до 90% вакансий, заявленных в службу занятости малых городов, предполагают зарплату ниже прожиточного минимума. Стало также усиливаться значение структурных аспектов трудоустройства. В органах службы занятости быстрее всего "расхватывается" малоквалицированная работа, за более длительные сроки — вакансии квалифицированных рабочих и специалистов. При подборе квалифицированных кадров узкого профиля сроки могут затягиваться.

В малых городах, равно как в крупных и средних, переквалификация проводится на платной и бесплатной основе. Помимо предприятий бесплатную переподготовку проводят органы службы занятости, но только для безработных и только на условиях трехстороннего договора между службой, безработным и предприятием, обязующимся трудоустроить переобученного. В органах службы, а также в городских организациях профессионального образования можно получить платную подготовку, однако возможности воспользоваться ею ограничены низкими доходами населения.

Прокладка коммуникаций