demir dokum

Несвойственные функции

Между тем и региональный подход не избавляет адресную помощь от несвойственных ей функций. Во всех типах поселений в той или иной мере она поддерживает низкие трудовые доходы в домохозяйствах с достаточным трудовым потенциалом. Так, по данным респондентов исследования, в Санкт-Петербурге на домохозяйства работников приходится 25% получателей жилищных компенсаций (17% — на ячейки бюджетников), а в Вязниках – до 70%.

Аналогичную функцию отчасти выполняет и социальная помощь. В Санкт-Петербурге она даже выделена в особый подвид доплат к низким заработкам малоимущих работников бюджетных организаций, на которые уходит до трети общей суммы денежной помощи. Данная поддержка мотивируется необходимостью удержания кадров в бюджетной сфере. Реальность этой проблемы подтвердила недавняя (к счастью, временная) приостановка выплаты пенсий работающим пенсионерам, из-за которой в городских центрах социального обслуживания населения возник острейший дефицит социальных работников. Однако компенсация недостатков оплаты труда в бюджетных организациях не должна возлагаться на адресную помощь. Персонал этих организаций вправе рассчитывать на нормальное трудовое вознаграждение, а не на поддержку, предназначенную для нетрудоспособных слоев.

Следует добавить, что поставленная в Санкт-Петербурге задача в ближайшее время довести минимальные ставки бюджетников до прожиточного минимума может и не решить кадровой проблемы. Дело в том, что регионализация уровня жизни оборачивается издержками и для поселений, где он выше, чем в среднем по России. По нашим расчетам, реальный минимум в Санкт-Петербурге превышает показатель, рассчитанный на основе федеральной методики. Поэтому вопрос сдерживания оттока кадров из бюджетной сферы, скорее всего, не утратит остроты. А это значит, что для поддержки бюджетников могут по-прежнему привлекаться ресурсы социальной помощи.

В Вязниках социальная помощь оказывается преимущественно неполным семьям, т.е. ячейкам с дефицитным трудовым потенциалом. Однако крайне низкий уровень их жизни не может быть всецело отнесен на счет высокой иждивенческой нагрузки. Гораздо в большей степени его обусловливают "провалы" местного рынка труда, выраженные в значительной несбалансированности спроса и предложения и малой цене труда. Поэтому социальные службы города имеют дело не только с экономическими, но и социальными последствиями бедности, связанными с распадом семьи и детской безнадзорностью. В результате адресная помощь смыкается с патронированием и реабилитацией неблагополучных семей. При этом за бортом данной деятельности оказывается не меньшая, а иногда и большая часть населения, реально нуждающаяся в материальной поддержке. Подобные процессы характерны для многих малых городов и поселков городского типа.

Прокладка коммуникаций