demir dokum

Национальная и внутрифирменные стратегии развития

В этой связи национальная и внутрифирменные стратегии развития, а также государственная и корпоративные системы трудовых отношений должны отвечать как критериям экономической эффективности, так и принципиальным (а не ситуативным) представлениям работников об общественной целесообразности труда и об их собственной роли в трудовом процессе. В противном случае в обществе будет нарастать и так глубокая аномия (распад ценностно-нормативных регуляторов), препятствующая реализации любых потенциально эффективных замыслов.

За годы реформ социально-экономическое положение занятого населения кардинально изменилось, однако ответ на вопрос о том, насколько эти изменения отвечают социальным интересам работников, по-прежнему далек от консенсуса. Соответствующие оценки в научных дискуссиях опираются на несколько методических подходов. Первый из них нацелен на исследование объективных показателей обеспечения базовых интересов работников, которые непосредственно координируются с социальными интересами. Другой подход оперирует данными опросов общественного мнения населения, в том числе его трудоспособной части, об отношении к перспективам развития России. Объектом изучения в рамках еще одного подхода является трудовая жизнь занятого населения и оценки ее им самим. Эти исследования проводятся на всем протяжении реформ, но с упором на первые два подхода. Анализ субъективных индикаторов трудовой жизни по ряду причин отошел на второй план.

Тем не менее, даже на основе только объективных характеристик — показателей уровня жизни, доступности и стабильности занятости — можно сделать вывод, что в ходе реформ социальным интересам значительной части работников нанесен урон. Однако взгляды исследователей по этому вопросу разошлись вплоть до противоположных. Более того, мнение, что происходящие перемены в принципе согласуются с социальными интересами работников, в контексте парадигмы реформ приобрело статус аксиомы.

Столь высокий "вес" данного мнения помимо "административного ресурса" опирается на теоретический фундамент, обладающий определенным иммунитетом против статистической аргументации. Как показывает практика, даже очень внушительные цифры социальных потерь (достаточно вспомнить о вопиющих проблемах работников и безработных в период беспрецедентно длительного экономического спада) не могут служить контраргументом, если теория дает "добро". Поэтому следует остановиться на теоретическом обосновании механизма реализации социальных интересов работников, заложенного в российскую модель реформ, и рассмотреть, насколько он отвечает своему предназначению.

Прокладка коммуникаций