demir dokum

Малый город

Если в Санкт-Петербурге положения федерального закона в основном выполняются, то в Вязниках он существует только на бумаге. Следование ему, во-первых, непосильная ноша для городского бюджета, во-вторых, равнозначно переводу данного вида помощи в область социального обеспечения. Поэтому в целях поддержки самых нуждающихся для социальных служб установлен крайне низкий городской минимум. В 2001 г. он составлял 200 руб., или менее 20% прожиточного минимума по Владимирской обл. Его размер не изменился и в 2002 г. и еще больше отклонился от регионального показателя. Таким образом, минимум не соответствовал даже нижней административной границы бедности, как, впрочем, и в областном центре (во Владимире эта граница приходит ниже уровня 50% областного минимума).

Категориальный состав получателей социальной помощи предопределен в Вязниках размером минимума: чтобы попасть под его "планку", надо иметь не только низкие доходы, но и иждивенческую нагрузку. По данным респондентов исследования, получатели социальной помощи в основном представлены семьями с детьми, на 70% неполными.

Родители в этих семьях либо мало зарабатывают, либо вообще не имеют работы.

Как и в Санкт-Петербурге, помощь оказывается в денежной и натуральной форме, но пособия по нуждаемости в Вязниках не выплачиваются, выделение денег имеет строго целевой характер. Денежные средства выдаются на приобретение жизненно важных лекарств и оформление самых необходимых документов (например, паспорта). В критических ситуациях, требующих более значительных сумм, можно обратиться в областные органы социальной помощи. Остальные проблемы решаются за счет натуральных видов помощи.

В Вязниках она разнообразнее, чем в Санкт-Петербурге, во-первых, из-за ограниченности денежной поддержки. То, что в крупном городе малоимущие могут сами приобрести за полученные деньги, в малом городе им выдают социальные службы. Во-вторых, есть поселенческая разница в потребностях населения. Такие виды помощи, как талоны на посещение бани и топливо для жителей домов с печным отоплением, в мегаполисе неактуальны, а в малом городе пользуются спросом. Нуждающиеся получают также помощь питанием, но не продуктовыми наборами, а только талонами на обед в столовой и главным образом для детей. Школьники обеспечиваются питанием в школе, школьной формой, проездом до школы, путевками в летние лагеря и городской Центр социально-реабилитационной помощи детям. Некоторым семьям дают дополнительные к жилищным компенсациям скидки по оплате электроэнергии. Регулярность поддержки не нормирована и зависит от бюджетных ресурсов и привлечения средств частных спонсоров.

Особенностью контроля нуждаемости в малом городе является 100%-ное материально-бытовое обследование обратившихся за помощью. На то есть веские причины. Во-первых, при крайне низком уровне жизни и скудных финансовых ресурсах помощь не может расходоваться по формальным основаниям и должна поступать строго по "адресу". Во-вторых, у имеющих право на поддержку обычно целый "букет" неотложных нужд, поэтому для выбора приоритетов необходимо разобраться в ситуации. В-третьих, среди реципиентов помощи немало неблагополучных семей, а потому требуется контролировать не только нуждаемость, но и использование помощи.

Из-за серьезных проблем с занятостью в Вязниках возник слой утративших стимулы к трудоустройству. По данным опроса, он представлен членами почти 7% домохозяйств. Потеряв надежду найти работу, многие из них сменили экономическую активность на асоциальное поведение. Страдают от этого, прежде всего дети. Как сообщили респонденты исследования, дети-попрошайки, дети с запущенными заболеваниями, дети, бегущие из дома, в основном являются выходцами из таких семей. Поэтому неблагополучные семьи с детьми находятся под патронажем социальных служб.

Этим службам приходится контролировать, куда идет материальная помощь, так как нередки случаи, когда нерадивые родители пропивают детские пособия, продуктовую помощь, топливо для обогрева жилья. Кроме того, предпринимаются меры, чтобы вывести неблагополучную семью на самообеспечение. Социальные службы реализуют подход, при котором семья получает помощь на встречных условиях. Родители должны ответить на нее активными действиями по поиску работы, наведению порядка дома, обихоживанию детей. Но если эти меры не дают результата и пребывание в семье грозит нежелательными последствиями, ставится вопрос о передаче детей на государственное попечение.

Прокладка коммуникаций