demir dokum

Контуры российской социальной политики по отношению к работникам

По Конституции Российская Федерация является социальным государством, что в соответствии с политологической теорией подразумевает следующее. Россия должна представлять собой индустриальное общество с рыночной экономикой, крупными контингентами наемных работников и демократическими политическими институтами, а российское государство — проводить политику занятости, поддерживать систему соглашений между трудом и капиталом, выступать гарантом социальных запросов населения и защитником от социальных рисков.

Формальные политологические признаки социального государства в России, безусловно, присутствуют. Процесс реформ сразу начался с демократизации общественной жизни и становления политических институтов демократии, которые постепенно стали дополняться институтами гражданского общества. Индустриальная экономика, созданная еще в советский период, все больше приобретает рыночные черты, а, по мнению некоторых исследователей, уже является полноправно рыночной, аналогичной экономикам капиталистических стран среднего уровня развития.

В результате приватизации государственных предприятий и инициативного создания новых фирм большая часть наемного труда находится "в ведении" частных работодателей. Это обусловило потребность в ревизии советского трудового законодательства (КЗоТа) и в формировании системы социального партнерства, т.е. соглашений между трудом и капиталом при активном участии государства. Ее институционализация началась с 1992 г., когда была создана Трехсторонняя комиссия по регулированию трудовых отношений, в которую входят представители правительства РФ, общероссийских объединений профсоюзов и работодателей. В дальнейшем стали также действовать региональные, отраслевые, межотраслевые, профессиональные соглашения, а необходимость заключения внутрифирменных коллективных договоров, отраженная еще в КЗоТе, подтверждена и новым Трудовым кодексом РФ.

Вместе с тем социальность российского государства, во многом унаследованная от советской системы (бесплатное образование и здравоохранение, дотационный характер оплаты жилищно-коммунальных услуг и др.), с одной стороны, трансформируется по образу социальных рыночных государств, а с другой — "рассасывается" в пользу государства либерального типа. Рыночные преобразования солидарного типа относятся к формированию системы социального обеспечения и социальной защиты на страховых принципах, что нашло отражение в создании внебюджетных структур: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости (с 2001 г. переведенного на бюджетную основу).

Тенденции либерализации государства проявились по следующим основным направлениям: отсутствие стратегии развития страны в глобальном экономическом пространстве; негарантированность реализации базовых потребностей населения; усиление принципа платности в обеспечении граждан социально значимыми благами; неравенство сторон социального партнерства, закрепленное в Трудовом кодексе РФ; налогообложение доходов, создающее преференции бизнесу в ущерб наемным работникам. Остановимся на этих направлениях подробнее.

Прежде всего, несмотря на распоряжение правительства РФ (1999 г.), до сих пор не выработана стратегия развития страны. Поэтому целью реформ остается создание условий для формирования и нормального функционирования рыночной экономики в связи с переходом на траекторию роста конкретизированное задачей удвоение ВВП. Однако вопрос о том, для чего это необходимо и в рамках какой воспроизводственной модели должно быть реализовано, так и не поставлен. De facto применяется либеральная модель с неявным целеполаганием, которая при конкретных характеристиках производственного потенциала страны способствует становлению не полноценного рынка, а, как считает ряд экономистов, системы монопольного паразитирования на обществе.

Прокладка коммуникаций