demir dokum

Компенсации (субсидии) на оплату жилья и ЖКУ

В отличие от детских пособий, которые семья может тратить по своему усмотрению, жилищные компенсации являются строго целевым видом адресной помощи. Они поддерживают бюджеты домохозяйств путем скидок по расходам на оплату жилья и ЖКУ. Право на компенсацию имеют домохозяйства с душевым доходом до прожиточного минимума (в субъекте Федерации), чьи фактические траты — в рамках социальных норм жилья и потребления ЖКУ — превышают нормативные суммы. Последние определяются на основе предельно допустимой доли жилищных расходов в совокупном семейном доходе. Разница между фактическими и нормативными затратами компенсируется домохозяйству в безналичной форме.

Назначение компенсаций подпадает под действие двух "сводов" законов: федерального — при определении малоимущих; местного — при установлении норматива предельно допустимых жилищных расходов в совокупном доходе домохозяйства. Правила разработки этого норматива рекомендованы федеральными положениями. Необходимость их региональной адаптации обычно объясняют объективными различиями жилого фонда и его обслуживания, но реально более важное значение имеет достаточность средств местных бюджетов.

Начнем с того, насколько корректно в практике компенсаций идентифицируются малоимущие. В отличие от детских пособий, которые назначались родителям несовершеннолетних детей, "адресатами" компенсаций являются домохозяйства. Их устанавливают по документам паспортной службы о постоянном проживании на одной площади одиноких лиц или семей. Обращение к домохозяйству служит исходным условием более правильного определения доходного статуса.

Контроль доходов — узловой вопрос адресной помощи — в службах жилищных компенсаций также поставлен несравненно лучше, чем это практиковалось в службах детских пособий. Заявители обязаны предоставить документы о трудовых доходах всех лиц трудоспособного возраста и о всех видах социальных пособий. Сведения о заработках не обязательны только для учащихся, матерей с детьми до трех лет и безработных, зарегистрированных в Центре занятости. Если трудоспособный не работает по другим причинам, то в компенсации будет отказано. Это требование исходит из федерального положения, что помощь оказывается тем малоимущим, чья уязвимость вызвана независящими от них обстоятельствами.

Изменение доходного статуса отслеживается благодаря предоставлению компенсаций на ограниченный срок, по истечении которого документы о доходах должны быть обновлены. В Санкт-Петербурге он составляет шесть месяцев, в Вязниках — три месяца. При каждом обновлении сведений социальные службы имеют право произвести проверку на предприятиях, выдавших справки о зарплате. Однако даже эта несовершенная проверка скорее исключение, чем правило. Причина кроется в затратности адресного контроля. Дополнительный штат для проверок не предусмотрен, а персонал и так работает в напряженном режиме. Например, в Вязниках в отделе компенсаций всего два сотрудника, которые ведут прием, оформляют дела, производят расчеты. Доходы домохозяйств разные, жилье тоже, тарифы регулярно меняются, тут не до проверок.

При всех положительных сторонах действующему контролю доходов присущи и определенные недостатки. Несмотря на обязательность предоставления документов, сведения о ряде доходных источников — от дополнительной работы, от собственности, от ЛПХ и др. — могут быть сообщены только добровольно. Разумеется, этого никто не делает, а возможностей их отслеживать у социальных служб недостаточно. В сомнительных случаях они привлекают все доступные им средства, как прямые, так и косвенные, но не могут прыгать выше головы. Контроль доходов — "ахиллесова пята" не только социальных служб.

По информации сотрудников служб назначения компенсаций, в Санкт-Петербурге помощь получали примерно 18% домохозяйств. А по материалам опроса, душевые денежные доходы до прожиточного минимума отмечены у 17% домохозяйств. Цифры почти совпадают, но распределение реципиентов компенсаций по доходным группам показывает отклонения от адресного принципа (получение точных цифр затруднено из-за объема выборки). Не все бедные домохозяйства пользовались компенсациями, а среди пользователей не все относились к бедным.

Прокладка коммуникаций