demir dokum

Дифференциация зарплаты, необходимость и механизмы ее регулирования

Неравенство социально-экономического положения населения в России обусловлено поляризацией доходов как основного ресурса благосостояния. Главный вклад в эту поляризацию внесли доходы от собственности, значение которых резко возросло с началом реформ и бюрократическим дележом государственного имущества. Отрыв слоя богатых от остальной части социума вызван сосредоточением в его руках значительной части данных доходов. Тем не менее, основу расслоения населения по душевым доходам по-прежнему составляет дифференциация трудовых поступлений и прежде всего зарплаты.

Это объясняется доминированием в экономиках индустриального типа наемного труда и соответственно базовой ролью заработков работающих по найму в обеспечении доходными ресурсами как занятых, так и нетрудоспособных. Как и в других индустриальных странах, в России зарплата остается самым массовым видом доходов, получателями которой являются более 90% занятых. Оплата наемного труда составляет более 40% ВВП и свыше 60% среднего денежного дохода населения.

От зарплаты существенно зависят размеры социальных трансфертов — второго по величине источника денежных поступлений населению. В основном они финансируются на страховых принципах за счет трудовых затрат предприятий (процентных начислений на фонд оплаты труда). Более чем на две трети социальные трансферты представлены пенсиями, которые в настоящее время гарантируются текущими трудовыми затратами без участия накопительных фондов. Поэтому принципы функционального распределения зарплаты как заработанного денежного актива во многом предопределяют личное распределение доходов.

Гарантии получения занятыми по найму заработанного (иными словами, справедливого) дохода подразумевают, как указывалось, координацию минимальной оплаты труда с прожиточным минимумом и пропорциональность размеров заработка трудовому вкладу работника. Хотя эти гарантии считаются атрибутом социального государства, опыт стран с различным социально-экономическим устройством показывает, что их соблюдение в той или иной форме является объективной необходимостью, а пренебрежение чревато экономическими, социальными и политическими кризисами.

Примером разрушительных последствий недоучета данных гарантий стала на исходе XX столетия судьба России. Несмотря на то, что разработанные советскими специалистами научно-методические подходы к определению пропорций зарплаты в целом были корректными, их встраивание в структуру экономически необоснованных идеологических приоритетов привело к искажениям, во многом обесценившим содержание этих подходов.

Советская система общей тарификации труда базировалась на учете объективной и субъективной составляющих зарплаты. Объективная составляющая служила основой установления тарифных ставок и коэффициентов и включала квалификацию труда, его условия (в том числе природно-климатические) и народнохозяйственную значимость. Под последней подразумевалась его особая ценность для общества, которая так же, как и высокопроизводительный и высококвалифицированный труд, трактовалась как труд большей полезности и большего "удельного веса". В субъективной составляющей отражалась конкретная специфика индивидуальной (коллективной) трудовой деятельности, учитываемая с помощью премиальных систем.

Те же составляющие принимаются в расчет и в условиях рынка. Но если в советской системе они регулировались директивно, то в рыночных странах используется система социального партнерства, коллективных переговоров и тарифных соглашений между контрагентами рынка труда. При всем различии этих методов обе системы опирались на почти идентичные тарифные коэффициенты дифференциации зарплаты. Данные совпадения не случайны: в основе определения этих коэффициентов лежат не волюнтаристские решения, а объективные различия в характеристиках труда и его результатов.

Чтобы не быть голословными, приведем пример из практики трудовых соглашений в 80-х годах такой социально ориентированной страны, как ФРГ (Западная Германия). В таблице приведены тарифные ставки рабочих металлообрабатывающей промышленности по некоторым регионам (землям) страны.

Прокладка коммуникаций